[Монитор] Что такое ELMB и ELMB Sync?
Отсканируйте QR-код, чтобы открыть эту страницу на вашем смартфоне.
[Монитор] Что такое ELMB и ELMB Sync?
Q1. Что такое ELMB и ELMB Sync?
1.ELMB (Extreme Low Motion Blur) — это запатентованная технология ASUS, предназначенная для уменьшения размытости при отслеживании движения глаз. Это разновидность технологии стробирования подсветки, предназначенная для устранения размытия на дисплее путем отключения подсветки монитора между обновлениями. Обратите внимание, что эту технологию можно использовать только при фиксированной частоте кадров, например 85 Гц, 100 Гц, 120 Гц.
2.ELMB Sync, ASUS Extreme Low Motion Blur Sync — это эксклюзивная технология удаления размытия от ASUS, которую можно активировать одновременно с G-Sync, AMD FreeSync или Adaptive-Sync, чтобы сделать игровой экран более плавным и устранить разрывы, заикания и остаточные изображения. Чтобы эффективно решить проблему размытия изображения в технологии синхронизации экрана, используемой в обычных мониторах, игровые мониторы ASUS внедрили усовершенствованную технологию удаления размытия под названием «Extreme Low Motion Blur Sync» (ELMB-SYNC). Благодаря быстрому стробированию панели со светодиодной подсветкой в сочетании с технологией синхронизации частоты обновления «Adaptive-Sync» для совместной работы геймеры могут наслаждаться более четким и плавным движением игровых сцен. ELMB sync — это технология, которая может использоваться с динамической частотой кадров. Рекомендуется использовать частоту выше 120 Гц, но ее нельзя использовать одновременно с HDR.
Хотя эффект синхронизации, достигнутый ASUS за счет быстрого стробирования светодиодной панели подсветки, может решить проблему размытия при движении, он значительно снизит общую яркость экрана.
Q2. Разница между двумя технологиями ELMB и ELMB Sync
A2. ASUS Extreme Low Motion Blur Sync (ELMB SYNC) — это собственная технология ASUS для удаления размытия, которую можно активировать одновременно с G-Sync / AMD FreeSync или Adaptive-Sync.
Однако ELMB нельзя включить одновременно с Adaptive-sync или FreeSync. Его можно использовать только на фиксированной частоте (см. Руководство, чтобы узнать, какие группы можно использовать)
Q3. Можно ли одновременно включить функции ELMB Sync и Adaptive-sync?
A3. Да, чтобы экран игры был плавнее и четче. ELMBSYNC можно включить с картой NVIDIA:
1. Сначала убедитесь, что ваша модель поддерживает ELMB Sync.
2. Лучше всего, если видеокарта поддерживает частоту обновления 100 Гц или 120 Гц (включительно).
3. Включите панель, совместимую с G-SYNC -> Проверьте дисплей -> Настройте G-SYNC -> Включить G-SYNC, совместимость с G-SYNC
Обзор и тестирование 27″ монитора ASUS TUF Gaming VG279Q1A
Выбор игрового монитора — это вечная дилемма и головная боль для игроков разных мастей. Казалось бы, на рынке представлено огромное количество решений на любой вкус и цвет, но большинство подобных мониторов таят в себе сюрпризы, за которые можно было не платить или просто спецификации не соответствуют действительности.
2020 — довольно тяжелый финансовый год, тем не менее игровая отрасль демонстрирует сверхприбыль. «Лишнее» свободное время пользователей отлично трансформируется в игровой опыт, а спустя некоторое время пользователь ищет способ улучшить игровой комфорт. И речь не только о мягких тапочках и табуретке с обивкой, а и об устройствах, которые способны повлиять на скил. Одним из таких важных «киберотлетных» устройств является качественный монитор.
Дабы соответствовать всем запросам публики и новым тенденциям, навеянным свободным временем, компания ASUS расширила ассортимент геймерских мониторов моделями VG27AQL1A и VG279Q1A. Обе новинки выполнены на быстрых IPS-матрицах с функцией ELMB и имею довольно привлекательный ценник. И раз я заговорил уже о цене, в сегодняшнем материале речь пойдет именно об бюджетной модели — TUF Gaming VG279Q1A.
ASUS TUF Gaming VG279Q1A
Панель выполнена на довольно яркой 8-битной матрице IPS без FRC c диагональю 27 дюймов. Для монитора заявлен 100-процентный охват sRGB пространства, но главная «фишка» — частота обновления, равная 165 Гц и время отклика mPRT в 1 мс. Разумеется, не обошлось без ELMB и FreeSync Premium. Безрамочный дисплей имеет разрешение Full HD (1920х1080).
Заявленная яркость составляет 250 кд/м², контрастность — 1000:1, динамическая контрастность — 100 000 000:1. Время отклика панели (GTG) равна 3 мс, а углы обзора по горизонтали и вертикали — 178 градусов.
В арсенале новинки — набор средств ASUS GamePlus. Он включает перекрестие прицела, таймер, счётчик кадров и инструмент выравнивания картинки в многодисплейных конфигурациях. Тут ничего особенного.
Модель | ASUS TUF Gaming VG279Q1A |
---|---|
Сайт производителя | TUF Gaming VG279Q1A |
Диагональ | 27″ |
Соотношение сторон | 16:9 |
Разрешение экрана | 1920×1080 |
Тип матрицы | IPS (8 bit без FRC) |
Покрытие матрицы | Матовое |
Цветовой охват | 72% NTSC |
Поддержка HDR | Отсутствует |
Тип подсветки | W-LED |
Время отклика, мс | 3 (GTG), 1 (MPRT) |
Частота вертикальной развёртки, Гц | 165 (FreeSync Premium, ELMB) |
Максимальная яркость, кд/м² | 250 |
Статическая контрастность | 1000:1 |
Количество отображаемых цветов, млн | 16,7 |
Максимальные углы обзора | 178/178 |
Видеовходы | 1 DisplayPort 1.2 и 2 HDMI 1.4 |
Дополнительные интерфесы | 3.5 аудиовыход |
Возможность регулировки экрана | Наклон: +23° |
-5°
Поворот горизонтальный: +15°
Что касается ценовой политики и наличия, то на момент написания материала приобрести ASUS TUF Gaming VG279Q1A можно было за 7999 грн — немало, но и не очень много относительно конкурентов (со схожими спецификациями) в лице Viewsonic серии XG и MSI Optix.
Комплект поставки и энергопотребление
В комплект поставки ASUS TUF Gaming VG279Q1A входит все необходимое для быстрого подключения монитора. Кроме устройства, внутри упаковки владелец обнаружит:
- силовой кабель;
- внешний блок питания;
- кабель HDMI и DisplayPort;
- краткое руководство.
Энергопотребление варьируется в диапазоне от 11,3 Вт (ELMB Turbo) до 20,9 Вт при использовании заводских предустановок. Промежуточный режим ELMB Standard потребляет всего 12,1 Вт в достаточно активных сценах.
Внешний вид и эргономика
TUF Gaming выглядит солиднее, чем когда-либо, благодаря обновленному стилю, о чем свидетельствует новый дизайн подставки.
Ширина окантовки боковых и верхней граней экрана составляет около 1 см, нижней — 1,5 см. Края матрицы прикрыты тонкой пластиковой рамкой толщиной 4 мм. Органы управления представлены четырьмя механическими клавишами и одним 5-позиционным джойстиком с тыльной стороны.
Подставка выполнена в форме бумеранга. Основной материал — сталь, который обернули в пластиковый шероховатый кожух.
Тыльная сторона ASUS TUF Gaming VG279Q1A сделана из фактурного матового черного пластика. В верхней части выгравировано лого производителя, а по центру находится логотип TUF.
По четырым сторонам этого квадрата с логотипом расположены резиновые заглушки VESA крепления (100х100 мм).
К качеству сборки не придраться. Корпус сделан добротно, без зазоров. Никаких люфтов обнаружено не было. Ножка, как и подставка, — стальная, так же обшитая пластиком. В ножке имеется небольшое окошко для создания удобного кабель-менеджмента.
Внизу ножки расположен поворотный механизм, который позволяет осуществлять горизонтальные повороты в пределах 30 градусов.
Сверху ножки расположился шарнир, который позволяет регулировать наклон монитора в пределах 23 градусов.
Оба шарнира довольно тугие, самопроизвольного смещения экрана не случится. Регулировка высоты отсутствует.
Вентиляционных отверстий монитор не имеет, поскольку используется внешний блок питания, да и энергопотребление всего 20 Вт —переживать за возможный перегрев матрицы при многочасовых игровых сессиях точно не придется.
Набор интерфейсов подключения собран в правой части корпуса и состоит из двух портов HDMI 1.4 и одного порта DisplayPort 1.2. Присутствует также разъем аудиовхода. USB-хаба нет.
Для расширения мультимедийных возможностей, ASUS TUF Gaming VG279Q1A оснащен парой стереодинамиков, суммарной мощностью 4 Вт. Качество их звучания сопоставимо с акустикой, которая применяется в среднебюджетных моделях офисных ноутбуков. Другими словами, запаса громкости будет достаточно, чтобы справиться с базовыми бытовыми задачами, но не более того.
Любые элементы подсветки ответствуют.
Меню и управление
Управление героем сегодняшнего обзора осуществляется с помощью четырех механических кнопок и одного многофункционального джойстика. Привыкать к классическому способу настройки монитора долго не придется, все предельно просто и в принципе задействован в настройке только джойстик. Меню не перегружено лишними элементами и содержит только необходимые настройки.
Первый пункт — Gaming, как не трудно догадаться по названию, содержит все самые часто используемые настройки.
OverDrive отвечает за разгон матрицы. Заводское значение установлено на отметке 60. Забегая наперед, хотел бы сказать, что трогать его бесполезно, так как результат нужно искать под микроскопом. Носит декоративный характер.
Настройка AMD FreeSync Premium — обновленная технология AMD FreeSync, которую представили на CES 2020 как «новый уровень для настоящих геймеров».
Технологию ELMB же включить можно только при условии отключенной FreeSync Premium. Режимов три: Disabled, Standard и Turbo. Так же хотел бы отметить, что при активированном ELMB пользователю доступно только регулировка контраста и цветовой температуры.
GamePlus — стандартное подменю, которое сопровождает все мониторы ASUS. Тут находится счетчик fps, таймер и прицелы.
GameVisual является сборником пресетов, но в 99% случаев вам будет достаточно стандартного пресета, именуемого как Racing Mode. Он и яркий и, как ни странно, подойдет даже для базовой работы с цветом.
Замыкает список подменю Shadow Boost, суть которой заключается для компенсации теней в играх без вмешательства в настройки яркости монитора.
Меню Image содержит регулировки яркости, контраста и Blue Light Filter (назначение данной технологии компенсация голубого свечения при чтении книг или напряжённой работе со статическим изображением). Подпункты VividPixel (улучшение резкости изображения и насыщенности цвета), ASCR (технология повышения коэффициента динамической контрастности дисплея) и Aspect Control (подгонка изображения без искажения соотношения сторон) по умолчанию недоступны для пресета Racing Mode, но доступны в ряде других режимов, за исключением sRGB и MOBA.
В меню Color находится настройка цветовой температуры (то самое, что используется при калибровке) и дополнительные настройки сочности и тона кожи.
Input Select позволяет пользователю выбрать интерфейс для входящего видеосигнала.
Меню MyFavorite позволяет сохранить четыре пользовательских пресета. Переключаться между ними можно с помощью механических кнопок или программного обеспечения, именуемого как ASUS DisplayWidgetLite.
Замыкает список мен System Setup. В нем вы можете настроить язык интерфейса, включить режим энергосбережения, отрегулировать громкость ну или сбросить все настройки до заводских значений.
Методика тестирования
Тестирование и дальнейшая калибровка монитора проводились с помощью калибратора X-Rite i1Studio. Монитор подключался к графическому ускорителю ASUS TUF Gaming X3 Radeon RX 5600 XT EVO (стандартные настройки видеодрайвера) посредством кабеля DisplayPort 1.2 и функционировал с частотой обновления экрана, равной 165 Гц. Все тесты осуществлялись в среде операционной системы Windows 10 Pro. Настройки монитора были сброшены до заводских значений. В список программного обеспечения для тестирования и калибровки вошли следующие утилиты:
- Argyll + оболочка dispcalGUI;
- UFO Motion Tests.
Защитное покрытие и кристаллический эффект
Матрица монитора покрыта полуматовым покрытием, что предотвращает появление бликов.
Из-за низкой плотности пикселей (0,311 мм) кристаллический эффект выражен незначительно. Большинству пользователей он не будет заметен.
Результаты тестирования профилей, яркость и контрастность
После того, как с сайта производителя был скачан и установлен персональный icm-профиль и все настройки монитора были сброшены в значения по умолчанию, я провел тестирование для каждого из предустановленных профилей.
Название профиля | Scenery | Racing | Cinema | RTS/RPG | FPS | sRGB |
---|---|---|---|---|---|---|
Яркость белого, кд/м² | 292 | 294 | 201 | 269 | 267 | 140 |
Яркость черного, кд/м² | 0,228 | 0,236 | 0,15 | 0,165 | 0,18 | 0,16 |
Коэффициент контрастности, х:1 | 1281 | 1271 | 1310 | 1257 | 1460 | 901 |
Цветовая температура, K | 6339 | 6287 | 8734 | 6340 | 6327 | 6296 |
Average ΔE*94 | 3,72 | 1,85 | 3,82 | 3,53 | 2,84 | 1,88 |
Maximum ΔE*94 | 13,25 | 11,43 | 12,94 | 12,35 | 7,54 | 11,42 |
В ASUS TUF Gaming VG279Q1A имеется восемь профилей, из которых Racing и sRGB оказались наиболее удачными — среднее значение ΔE*94 составило 1,85–1,88%, а максимальное значение 13,25%, что является средним показателем для бюджетного игрового монитора.
Интересной особенностью данного образца была проблема воспроизведения некоторых желтых и зеленых оттенков.
Цветовой охват пространства sRGB колебался в пределах 93,4–97,8% во всех профилях. Цветовая температура в большинстве режимов была близка к заветным 6500К.
Контраст — как оказалось, одна из сильных сторон ASUS TUF Gaming VG279Q1A, полученные значения были в диапазоне 901–1460, это значительно больше, чем заявил производитель (1000:1). Еще один приятный момент — отсутствие падения контраста с увеличением яркости.
Максимальная яркость составила почти 294 кд/м², что также является несколько большим значением, нежели заявленные 250 кд/м². Такой яркости вполне достаточно для работы в очень светлой комнате.
Равномерность подсветки
Для тестирования равномерности подсветки я выбрал все тот же режим Racing.
При анализе черного поля явные «утечеки» были обнаружены только на краях экрана. Разумеется, наличие или отсутствие засветов может отличаться от экземпляра к экземпляру.
Равномерность подсветки в «рабочей зоне» продемонстрировала довольно неплохой результат и максимальная дельта составила 9,94%.
Как можно заметить, по мере отдаления от центра, интенсивность подсветки начинает снижаться. Максимальное проседание наблюдается внизу экрана и, в частности, в правом углу наблюдается максимальное отклонение контраста — 3,47%.
Углы обзора, Glow-эффект и ШИ-модуляция
К углам обзора каких-либо претензий не возникло, что вполне типично для IPS. При смещении точки обзора картинка остаётся контрастной и яркой, выгорание цветов минимально.
При выдержке 1/8000 ШИ-модуляция замечена не была.
Скорость матрицы, ELMB , Input lag
ASUS TUF Gaming VG279Q1A позиционируется как оптимальное бюджетное решение, для тех, кто хочет стать немного киберспортсменом. Этому способствует ряд технологий, которые воздействуют на четкость изображения в динамических играх.
Одним из важных киберспортивных параметров является Motion Picture Response Time (MPRT) — время отклика движущегося изображения (чем меньше, тем лучше). По заявлению ASUS герой нашего обзора обладает 1 мс задержкой.
Что касается GtG — то мы имеем значение в 3 мс, неплохо, но IPS-матрица способна на большее. Напомню, что этот параметр определяет время, за которое меняется яркость одного пикселя. Чем оно больше, тем легче глазу это заметить (например, смазывание двигающегося объекта — результат того, что пиксели не способы вовремя изменить свой цвет).
Меню монитора не богато на настройки, которые отвечают за скорость отклика или разгон матрицы, но и лишено бесполезных маркетинговых примочек. Первым пунктом идет настройка режима разгона матрицы (OverDrive). По умолчанию выставлено значение 60. Пользователю доступна регулировка в пределах 0–100.
Протестировав промежуточные значения стало ясно, что этот ползунок не влияет на качество картинки. При максимальном значении в 100 полностью отсутствуют артефакты на любых цветовых переходах. То есть про настройку OD вы можете забыть.
Следующей важной настройкой идет ELMB. ELMB SYNC — это режим, в котором используется подсветка строба, мигающая синхронно с циклами обновления. То есть, на простом языке, это технология вставки «черного» кадра между кадрами, которые были ранее. В итоге мы имеем стробоскопические перекрестные помехи — это эффект двойного изображения, который иногда можно увидеть во время Blur Reduction (технологии аналогичные ELMB).
В режиме ELMB монитор ASUS TUF Gaming VG279Q1A продемонстрировал себя отлично. На 165 Гц движущийся объект действительно выглядит гораздо четче без каких-либо артефактов. Пиковая яркость в этом режиме составила всего 101,7 кд/м², что потребует от пользователя плотно зашторенных окон. В режиме ELMB Turbo яркость падает до 88 кд/м², но позволяет на темных градиентах улучшить четкость движущегося объекта.
Еще одним козырем обозреваемого монитора является функция Adaptive-Sync, она поддерживает и G-Sync в режиме Compatible и FreeSync Premium, который является дополнением к базовой технологии FreeSync. Она обеспечивает дополнительные преимущества, такие как обязательная компенсация низкой частоты кадров (LFC) и частота обновления не менее 120 Гц при разрешении Full HD. Функция LFC гарантирует, что когда частота кадров в игре становится ниже минимальной поддерживаемой частоты обновления экрана, кадры отображаются несколько раз, сохраняя поддерживаемую частоту обновления экрана и плавность игрового процесса.
Adaptive-Sync прекрасно работает в диапазоне 48
144 Гц для HDMI 1.4 и 48
165 Гц для DisplayPort 1.2. То есть однозначно соединяем видеокарту с монитором с помощью DisplayPort.
Касаемо Input Lag, ASUS TUF Gaming VG279Q1A смог удивить. Задержка «нажатие клавиши мыши — вывод изображения» колебалась в пределах 5,7–6,2 мс (в этом значении уже вычтено задержка самого устройства ввода в лице ASUS ROG PUGIO 2 и внутренней «задержки» фотодиода Osram BPW 34). Напомню, что прибор для фиксации результатов основан на Arduino Uno.
Результаты калибровки
Для яркости в 120 кд/м² были установлены следующие настройки:
- Contrast — 80 (дефолтное значение);
- Brightness — 24;
- RGB — 100 100 100 (дефолтное значение).
После калибровки точность цветопередачи матрицы значительно улучшилась и, в частности, ушли проблемы с «желтым».
Название профиля | Racing | Calibration |
---|---|---|
Яркость белого, кд/м² | 294,5 | 119,9 |
Яркость черного, кд/м² | 0,2316 | 0,0799 |
Коэффициент контрастности, х:1 | 1271 | 1514 |
Цветовая температура, K | 6287 | 6472 |
Соответствие цветового охвата стандарту sRGB, % | 96,9 (98,8) | 99,0 (101,2) |
Соответствие цветового охвата стандарту Adobe RGB, % | 67,9 (68,1) | 69,3 (69,7) |
Average ΔE*94 | 1,85 | 0,29 |
Maximum ΔE*94 | 11,43 | 1,76 |
Цветовая температура приблизилась к необходимым 6500К, а гамма-кривые в точности повторяют референтную кривую. Соответствие цветовому полю sRGB почти на 100%, при этом сам цветовой охват даже несколько больший чем sRGB.
Отклонения DeltaE достигли отметок в 0,29 по среднему значению (норма 1,5) и 1,76 по максимальному отклонению (норма 4).
При чем результаты калибровки частично смогли повлиять на качество воспроизведения некоторых оттенков желтого цвета. Возможно, это индивидуальная особенность образца.
Полученные результаты являются отличными для бюджетного игрового монитора.
Выводы
ASUS TUF Gaming VG279Q1A — это действительно свежий взгляд ASUS на игровые мониторы с частотой свыше 144 Гц. При чем обозреваемое решение может смело носить титул одного из лучших игровых Full HD мониторов, основанных на IPS матрице за довольно демократичный ценник c дополнительной новогодней скидкой в 400 грн. Пользователь получает стильное решение, сверхконтрастную картинку, низкий Input Lag и добротный ELMB без артефактов. Собственно, все что и требовалось от игрового монитора.
Что касается работы с цветом — заводская калибровка хороша за исключением желтых оттенков и равномерности подсветки. Примечательно, подобный «желтым» нюансом подвержены все мониторы TUF Gaming VG279Q1A. Благодаря калибровке отклонение по оттенкам желтого можно свести на нет, что в итоге позволит пользователю использовать монитор даже для базовой работы с цветом.
Вопреки бытующему мнению о цикличной перекалибровке я могу вас заверить, что однажды откалиброванный монитор даже спустя годы не утратит свое преимущество относительно некалиброванной версии.
Равномерность подсветки моего образца оказалась на довольно посредственном уровне, потому выбирая себе игрового друга я вам настоятельно рекомендую не делать слепых покупок и проверять монитор в темноте на наличие явных утечек контраста.
Подводя итоги хочется сказать, что компания ASUS взялась всерьез за реанимацию бренда TUF. Это отчетливо видно на всех направлениях, в частности видеокартах, где TUF Gaming GeForce RTX 3080 продемонстрировала лучшие температурные режимы нежели конкуренты. Безусловно подобная политика положительно повлияет на ассортимент продукции, которую можно советовать пользователям к приобретению.
ASUS готовит игровой монитор TUF Gaming VG32VQ с технологией ELMB-Sync
Компания ASUS продолжает расширять ассортимент продуктов, выпускаемых под брендом The Ultimate Force (TUF). Теперь в этой серии будут доступны и мониторы, первым из которых станет TUF Gaming VG32VQ. Новинка интересна, в первую очередь, поддержкой новой технологии ELMB-Sync.
ELMB-Sync (Extreme Low Motion Blur Sync), по сути, объединяет в себе технологию уменьшения размытости картинки в движении (Extreme Low Motion Blur, ELMB) и адаптивную синхронизацию (Adaptive-sync). В обычных мониторах их нельзя использовать вместе, так как для работы технологии ELMB применяется мерцающая с высокой скоростью подсветка, и синхронизировать её с переменной частотой обновления является крайне непростой задачей. Но ASUS удалось совместить несовместимое и создать эксклюзивную технологию ELMB-Sync.
Сам по себе монитор TUF Gaming VG32VQ построен на 32-дюймовой панели типа VA с разрешением Quad HD (2560 × 1440 точек). Частота обновления новинки составляет 144 Гц, что делает её довольно интересным решением для игровых систем. Также сообщается о поддержке вывода изображения с расширенным динамическим диапазоном (HDR).
К сожалению, остальные характеристики, равно как дата начала продаж и стоимость монитора ASUS TUF Gaming VG32VQ пока что не уточняются.
Как выбрать игровой монитор? Рассказываем о важных технологиях, на которые надо обратить внимание
Выбрать хороший монитор может оказаться труднее, чем обновить содержимое всего компьютера. Кто-то говорит, что нельзя экономить, а кто-то скажет, что нет смысла переплачивать. Обе стороны одинаково правы, поэтому пытаемся разобраться с нюансами выбора нового игрового монитора. Рассказываем не только о базовых параметрах, но и о технологиях, на которые важно обращать внимание в обзорах.
Что такое игровой монитор?
Является ли экран холодильника игровым, если там запустили DOOM? Вряд ли, потому что играть перед ним совсем неудобно. Игровые мониторы — это история про комфорт и приятные впечатления для игроков. Из-за специфики видеоигр с их динамической сменой кадров игровые мониторы получили массу технологий для улучшения геймплея и раскрытия потенциала вашей видеокарты и процессора. Разбираемся с важными параметрами выбора, на которые стоит обратить внимание в Каталоге и обзорах мониторов.
Матрица
Есть 4 большие категории матриц: TN, IPS, VA и OLED (пока единорог в мире мониторов). При всех их плюсах и минусах качество сильно зависит от конкретной модели монитора. Тем не менее отличительные признаки важно знать заранее.
У мониторов с TN-матрицей очень низкое время отклика, что однозначно понравится геймерам. Но традиционно плохие углы обзора, особенно по вертикали, и не самая хорошая цветопередача на фоне конкурентов IPS и VA.
IPS — золотая середина по характеристикам и по цене. В Каталоге больше 60% пользователей покупают IPS-мониторы. А среди именно игровых моделей таких 50%. Топовые дисплеи с самой высокой частотой обновления и игровыми функциями делают как раз на IPS-матрицах. Учитывая, как быстро и активно развивается эта технология, в будущем нас ждет еще больше улучшений. Чего не скажешь про TN-матрицы.
Одна из претензий к IPS-мониторам — эффект свечения по краям или углам матрицы (IPS Glow). В той или иной форме он есть в большинстве панелей, но не все его замечают.
Вторая по популярности разновидность матриц — VA. У таких мониторов заметно выше уровень контрастности, что отлично видно в темных сценах. VA-панели страдают от эффекта смазывания черных оттенков движущихся объектов (dark smearing или black smearing). Это связано с большим временем отклика таких панелей при переходе от черных оттенков к серым. Но есть и исключения, как Samsung Odyssey G7, у которого низкое время отклика и нет проблем со смазыванием.
Долгое время TN-матрицы считали эталоном по скорости работы среди игровых мониторов. За последние несколько лет ситуация изменилась, и сегодня уже можно смело выбирать между по-настоящему быстрыми IPS и некоторыми VA-матрицами. Вот наглядное русскоязычное видео.
Диагональ и разрешение
Два неразрывно связанных параметра. При слишком маленьком разрешении на большом экране некоторые пользователи могут замечать отдельные пиксели. Например, в 27-дюймовых мониторах с разрешением 1080p. Но могут и не замечать: судя по отзывам, это индивидуальная претензия.
Стандартами среди игровых мониторов сейчас стали 2 диагонали — 24 и 27 дюймов. Есть и больше, вплоть до 55 дюймов. Выпускают даже портативные игровые мониторы с повышенной частотой обновления экрана, например вот такой 17-дюймовый ASUS ROG Strix XG17AHP.
Какую диагональ по итогу выбрать, решать вам исходя из собственных вкусов и размера кошелька.
- 24″ 1080p и от 144 Гц — самый покупаемый вариант игрового монитора в Каталоге.
- 27″ 1440p и от 144 Гц— оптимальный вариант по размерам, характеристикам и цене.
Три самых популярных разрешения мониторов:
Выбирайте исходя из бюджета и мощности своего компьютера. Если он едва тянет игры в Full-HD-разрешении, то в покупке 1440p-монитора для игр нет смысла.
1080p. Дешево, популярно и все еще красиво. Идеально как для простых пользователей, так и для продвинутых геймеров с высокими требованиями к игровым характеристикам мониторов. Цена на 24” 1080p@144 Гц стартует от 450 р. Два самых покупаемых монитора в Каталоге как раз в категории Full HD — AOC 24G2U за 644 р. и Samsung C24RG50FZI за 559 р. (ранее продавался с маркировкой C24RG50FQI).
Full HD монитор подходит для любых конфигураций компьютеров. 24-дюймовая модель 1080p@144 Гц — хороший вариант для бюджетного апгрейда очень старого монитора, но с перспективой в дальнейшем взять монитор получше уже под новое железо. То есть по сути вы сначала покупаете себе второй монитор.
1440p. На мониторы с таким разрешением пришлось 27% заказов в Каталоге, и их доля растет. 1440p сейчас удобный компромисс как по деньгам, так и по требованию к железу вашего ПК, особенно с повышенной частотой обновления экрана.
2160p. Игровые 4K-мониторы с высокой частотой обновления экрана стоят очень дорого. Возможно, даже 4K-телевизор с 120-Гц-матрицей и полноценной поддержкой HDR будет более рациональной покупкой. В любом случае этот сегмент мониторов расширяется с каждым годом, и вы вправе выбрать для себя наиболее подходящую модель по цене и характеристикам.
Частота обновления экрана
Частота обновления — частота, с которой экран обновляет изображение. Чем выше значение, тем плавнее и отзывчивее картинка. Скорее всего, сейчас вы смотрите на экран 60 Гц — это означает, что монитор обновляет изображение 60 раз в секунду. При переходе с 60 на 144 или 240 Гц большинство игроков замечают колоссальный эффект как в игровом процессе, так и в простом использовании компьютера.
Все преимущества высокой герцовки можно оценить в полной мере, если у вас есть компьютер и видеокарта, способные выдать высокую частоту кадров при выбранных настройках разрешения и качестве графики. Кадровая частота в видеоиграх измеряется в кадрах в секунду (по-английски fps — frames per second).
Можно играть с высоким fps на 60-Гц-мониторе, кто-то даже заметит разницу между условными 120 fps и 60 fps. Но если ваше железо может выдать больше 60 кадров, то имеет смысл присмотреться к мониторам с повышенной частотой обновления экрана.
Поэтому обозначения 144 или 240 Гц на коробках вовсе на маркетинг, а одна из главных фишек. Вряд ли это сильно повлияет на ваш игровой ранг, но собственный игровой опыт точно станет комфортнее.
На рынке уже есть мониторы с частотой 390 Гц. У нас же в офисе был ASUS ROG Swift PG259QN с частотой 360 Гц. На момент выхода он был первым таким в своем роде. После 60 Гц монитор воспринимается как какой-то космолет. Правда, страшно представить, какое железо надо, чтобы на максимальных настройках играть с 300+ fps.
По итогам тестов TFTCentral монитор PG259QN показал отличную производительность, и он точно понравится профессиональным игрокам и киберспортсменам. У монитора одна из самых быстрых IPS-панелей на рынке с превосходным временем отклика и минимальными артефактами. Частота обновления 360 Гц обеспечивает безусловную четкость и плавность движущихся объектов. В обзоре отмечается значительная разница по сравнению с 120/144 Гц, а также небольшое, но заметное преимущество по сравнению с 240 Гц.
В обзорах пишут, что PG259QN нацелен на очень узкую нишу требовательных геймеров, которым нужны лучшая игровая производительность, высокая частота обновления, минимальное время отклика и отличное качество изображения в рамках 24-дюймовой панели с 1080p-разрешением.
В видеообзоре на канале The Tech Chap демонстрируется разница 144 Гц и 360 Гц на PG259QN. Насколько в реальности это все можно заметить, зависит от индивидуального восприятия.
В январе 2022 года анонсирована его прокачанная версия ROG Swift PG27AQN — 27-дюймовая модель с 1440p-экраном и 360 Гц. ASUS обещает, что это будет самый быстрый игровой монитор, который когда-либо они создавали. TFTCentral полагают, что это что-то большее, нежели маркетинговый ход. И монитор будет снова первым в своем роде с такими характеристиками.
Время отклика
Это время перехода пикселя от одного оттенка цвета к другому, измеряется в миллисекундах. Чем меньше значение, тем меньше визуальных артефактов в виде размытия или шлейфов за движущимся объектами (т.н. «гоустинг» — англ. ghosting). Время отклика должно быть быстрым, чтобы не отставать от частоты обновления экрана. Например, на экране 144 Гц новый кадр появляется каждые 6,9 мс. Вот хороший тест с НЛО для наглядности.
Чаще всего встречается упоминание о «времени отклика 1 мс GtG», то есть времени переключения пикселя с серого на белый и обратно на серый. Общего стандарта нет, поэтому каждый производитель только ему известным способом получает эту заветную 1 миллисекунду.
Реальность же расходится с рекламой в этом параметре очень сильно. Независимые обзоры, где производится измерение времени отклика на широком диапазоне оттенков, показывают совсем другие значения. Если указанная 1 миллисекунда достигается, то скорее за счет максимальной настройки овердрайва.
Овердрайв (overdrive, иначе еще RTC — Response Time Compensation) — технология для уменьшения времени отклика и борьбы с гоустингом. Чтобы пиксель быстрее переключал оттенок, на него подается повышенное напряжение. Если этот процесс настроен хорошо, то проблем нет. Время отклика уменьшается, и движущиеся объекты выглядят здорово.
В настройках монитора овердрайв может называться по-разному: «время отклика» (Response Time), Overdrive (или просто OD), Trace Free. Настраивается цифрами или режимами вроде «медленно», «быстро», «нормально». Качество реализации овердрайва зависит от конкретной модели монитора. Обычно минимальное или среднее его значение дает лучшую производительность в играх на всем диапазоне частот обновления экрана, будь то 60 или 240 Гц.
А вот максимальный режим овердрайва с низким временем отклика может делать монитор совершенно непригодным к использованию. Если повышенное напряжение не убрать вовремя, то пиксель станет ярче, чем надо, и появится так называемый «овершут» (overshoot) — неприятный артефакт яркого свечения позади движущегося объекта или при резком перемещении камеры. Если гоустинг еще можно не заметить или смириться с ним, то овершут, судя по обзорам и отзывам, — реальная проблема максимального овердрайва.
Частота обновления экрана игрового монитора может колебаться в большом диапазоне. А потому важно понимать, будут ли меняться время отклика и овершут вместе с ней. В такой ситуации может потребоваться переключение между различными настройками овердрайва. Но никто не полезет посреди боя в меню монитора.
Хороший вариант — когда одна настройка овердрайва корректно работает на всем диапазоне частот обновления экрана. Один раз выставили и забыли. Обращайте на эту особенность внимание в обзорах.
Другой способ — изменять настройку овердрайва динамически. Тут в дело вступают технологии переменной частоты кадров. Мониторы с модулем G-Sync оснащены функцией Variable Overdrive («переменное ускорение»). Она на лету меняет настройки овердрайва в зависимости от текущей частоты обновления и частоты кадров. Пусть время отклика увеличится, но зато главная проблема с овершутом будет решена. Судя по обзорам, на мониторах с модулем G-Sync функция Variable Overdrive работает хорошо.
Встречаются мониторы с базовой адаптивной синхронизацией наподобие FreeSync, у которых замечательно настроен овердрайв, что дает низкое время отклика в широком диапазоне частот обновления экрана и отсутствие овершута.
Из-за этих особенностей игровых мониторов после отсеивания моделей по цене и базовым характеристикам лучшим способом будет обратиться к независимым обзорщикам, которые делают настоящие замеры времени отклика. Например, Rtings, Hardware Unboxed и TFT Central.
«MPRT 1 мс» — еще одно популярное решение, которые запутывает пользователей. Несмотря на наличие «1 мс», к значению GtG оно не имеет отношения, а потому и сравнивать их нельзя. MPRT (Motion Picture Response Time, «время отклика движущегося изображения») — время, за которое один кадр видно на экране. Обычно эта аббревиатура означает технологию для повышения четкости движения.
Вот хороший тест для наглядности MPRT. Следите глазами за нижней тарелкой, и вертикальные полоски будут размытыми. С включенной технологией сокращения MPRT полосы будут четко различимыми. Как это работает и насколько эффективно?
Уменьшение размытия в движении (Motion Blur Reduction, MBR)
Неприятные шлейфы и размытия объектов можно убрать, сократив время, в течение которого каждый кадр находится на экране. Для этого давно придумана стробирующая подсветка (strobe backlights). Она реально делает движущиеся объекты более четкими и легкими для отслеживания. Найти у производителей вы ее можете по словам Motion Blur Reduction или по маркетинговым названиям: Aim Stabilizer (Gigabyte), ELMB (ASUS), Visual Response Boost (Acer), ULMB (NVIDIA), 1ms Motion Blur Reduction (LG).