Управление доставкой в 1С:ERP
Для использования функционала доставки в 1С:ERP, необходимо включить использование подсистемы доставок. Располагается в разделе НСИ и администрирование, подраздел Настройка НСИ и разделов — Склад и доставка, далее подгруппа Доставка и флаг «Управление доставкой».
Настройки 1C:ERP мы осуществляем в рамках услуги Аренда 1С:ERP или осуществляем отдельно поддержку 1С:ERP с привлечением квалифицированных консультантов 1С:ERP.
Рисунок 1 — Включение функционала Управление доставкой
Для работы с Доставкой необходимо заполнить следующие справочники:
- типы транспортных средств — предназначен для формирования перечня данных о типах используемых на предприятии транспортных средств, разделяемых при необходимости по грузоподъемности и вместимости. При заполнении реквизитов Типа транспортного средства предоставлена возможность соотнесения с ним конкретных транспортных средств при помощи команды Создать на основании;
- зоны доставки — предназначен для хранения информации о зонах доставки, которые могут быть сгруппированы по территориальным признакам: регионам, районам, участкам и т. д.;
- транспортные средства — предназначен для учета парка транспортных средств, имеющихся в распоряжении предприятия (как наемных, так и собственных). Для каждого транспортного средства необходимо заполнить поля: Государственный номер, Марка, Тип (например, легковой). При возможности также заполняются данные о грузоподъемности и вместимости. Кроме того, предусмотрена возможность для внесения данных о прицепном устройстве и используемой лицензионной карточке.
Справочники Зоны доставки и типы транспортных средств находятся в разделе Склад и доставка — настройки и справочники- Управление доставкой.
В справочник транспортные средства можно перейти из раздела Склад и доставка — Управление доставкой – Транспортные средства.
Информация по доставке заполняется в распоряжениях на доставку. Распоряжениями на доставку могут выступать:
- Заказ клиента
- Заказ поставщику
- Заказ на перемещение
Если же заказы не используются, то:
- Реализация товаров и услуг
- Приобретение товаров и услуг
- Перемещение товаров
Рассмотрим ситуацию доставки товара клиенту. Распоряжением будет являться Заказ клиента.
В документе имеется вкладка Доставка, где необходимо выбрать способ доставки. При выборе способа, если у контрагента был заполнен адрес, то он заполнится автоматически.
Предусмотрены следующие способы доставки:
- наша транспортная служба до клиента / получателя / от поставщика;
- наша транспортная служба до / от перевозчика (далее доставка перевозчиком);
- перевозчик (с нашего склада / на наш склад).
При выборе способа доставки с участием нашей транспортной службы указываются адрес доставки, зона доставки и желаемое время доставки.
Рисунок 2 — Заполнение вкладки Доставка в заказе клиента
Для оформления заданий на перевозку используется рабочее место Доставка (раздел Склад и доставка).
В рабочем месте в поле отбору, необходимо выбрать склад, на который или с которого будет выполняться отгрузка. После отбора, в левой части отобразятся документы – распоряжения на доставку.
Далее необходимо создать задание на перевозку, можно воспользоваться кнопками переноса или нажать на кнопку создать. Восклицательный знак обозначает, что есть особые условия перевозки, которые указаны в распоряжении на перевозку:
Рисунок 3 — Формирование задания на перевозку
Подтверждаем создание задания и в следующем диалоге выбираем транспортное средство:
Рисунок 4 — Выбор транспортного средства для создания заданий на перевозку
После того как сформировано задание, оно будет отображаться на вкладке задания на перевозку в статусе Формируется:
Рисунок 5 — Список заданий на перевозку
На вкладке основное Задания на перевозку требуется указать данные по складу, транспортному средству, плановому времени начала и окончания рейса. По мере выполнения задания заполняется фактическое время начала и окончания рейса.
Рисунок 6 — Задание на перевозку. Заполнение вкладки Основное
На вкладке Маршрут, табличная часть заполняется автоматически по данным добавляемых распоряжений. После выбора распоряжения в строках маршрута заполняются поля: адрес, зона доставки, вес и объем. При этом в верхней части формы будет обновляться информация по недогрузу (зеленым) или перегрузу (красным) в целом по рейсу, числовые значения дополняются пиктограммами.
В строках таблицы Маршрут возможно редактирование полей Адрес доставки, Зона доставки, Вес, Объем, Время с, Время по.
При изменении полей Время с и Время по таблица Маршрут сортируется. Порядок строк задает порядок объезда пунктов по маршруту.
Для случая когда по одному адресу доставки в задание включено несколько распоряжений и доставку по некоторым из этих распоряжений требуется осуществить в другое время, предусмотрена возможность выделить такие распоряжения в отдельный пункт маршрута, используя кнопку Разнести по времени.
По гиперссылке в поле Получатели (Отправители) осуществляется переход к списку распоряжений и товаров, относящихся к пункту маршрута. Из списка распоряжений можно убрать лишние строки.
Рисунок 7 — Задание на перевозку. Заполнение вкладки маршрут
Для того чтобы указать, что транспортное средство отправлено, необходимо в задании установить соответствующий статус.
Чтобы отразить факт выполнения доставки, на вкладке маршруты необходимо установить соответствующий флаг.
После выполнения доставки, необходимо закрыть задание, для этого устанавливается статус Закрыто:
1С Управление торговлей 11.2 Изменения в подсистеме Доставка товаров до клиента
Формирование заданий на перевозку по заказам клиентов
Чтобы заказ попал в доставку, он должен иметь статус К выполнению и вариант обеспечения в строках стоять Отгрузить. Что интересно, если доставка указана в заказе, то в документе реализация на основании заказа клиента вкладка Доставка уже не отражается. В УТ 11.1 в реализации можно было изменить данные о доставке.
Само задание на перевозку не изменилось. Разве что появились иконки машины в колонке Доставлено.
Распределение задания на перевозку по нескольким рейсам
Может возникнуть ситуация, когда по данному заказу доставка осуществляется несколькими машинами. Например, доставка оптовым клиентам, или застройщики которые закупаются большим объемом и везут несколькими машинами. В предыдущем релизе торговли не было возможности разбить реализацию на несколько заданий на перевозку. Приходилось создавать несколько реализаций. В новом релизе появилась возможность редактировать количество и список товаров в Задании на перевозку.
Чтобы попасть в список товаров задания необходимо кликнуть мышкой во вторую колонку с пиктограммой Проведено (на рисунке показано стрелкой). И в появившемся окне можно будет изменить количество товара или совсем удалить строку. Обратите внимание, после корректировки товара изменится пиктограммка в колонке. Это и будет сигнализировать, что состав задания был изменен.
После того как товар убрали из задания, задание снова будет отражаться в левой части окна рабочего места менеджера по доставке и этот товар можно будет передать в другой рейс. Причем все отрабатывает корректно, в новый рейс попадет только тот товар, которого нет в других рейсах.
Эта доработка меня лично очень порадовала, в нашей компании как раз много ситуаций, когда клиент забирает товар несколькими машинами или не за один рейс.
Сборка товаров по заданиям на перевозку на ордерном складе
Про большие изменения в ордерной схеме в Управлении торговлей релиз 11.2 я писал в отдельной статье: Формирование складских ордеров на основании Заказов клиента в УТ 11.2. Доставку тоже коснулись эти изменения.
Если вы используете ордерную схему отгрузки на складах, то создавать Расходный складской ордер в новой УТ 11.2, можно будет либо на каждый заказ, либо на несколько заказов сразу, которые входят в задание на перевозку. В УТ 11.1 был возможен только первый вариант, расходный ордер только по одному заказу.
За изменение режима формирования ордеров отвечает переключать в карточке склада.
Если выбран пункт Собирать товары в порядке доставки, то Задание на перевозку будет является распоряжением для создания складских ордеров и будет отображаться в Рабочем месте работника склада. Причем отображаться это все будет достаточно в интересной форме — в виде дерева, где группой будет являться задание на перевозку а ветвями дерева заказы клиента.
Если вдруг у вас не открывается рабочее место кладовщика, обратите внимание на то, кем формируются складские ордера в настройки Склад и доставка. Должно стаять значение Кладовщиком. Об этом я тоже писал здесь.
Если же в настройках пункт Порядок отбора товаров не зависит от порядка доставки, то Расходные складские ордера формируются, как и раньше отдельно по каждому заказу. Хотя впоследствии уже в самом ордере можно указать нужное то задание на перевозку на вкладке Товары по распоряжениям. Кстати в предыдущем релизе торговли такой вкладки в ордерах не было.
Ещё появилась интересная команда в списке ордеров в рабочем месте кладовщика Изменить выделенные, о которой я кстати не написал прошлый раз. По этой команде также есть пункты относящиеся к управлению доставкой.
Оформление отправки товаров по заданию на доставку
Логика работы здесь предполагается следующая. После создания заявки на перевозку и переход его в статус К погрузке склад начнет отгружать товар. Оформляя отгрузку расходными ордерами на товар. Менеджер по доставке также должен следить за этапами отгрузки на складе. Когда товар загружен в машину на складе, т.е. складские ордера перейдут в статус К отгрузке или Отгружен, менеджер по доставке переведет задание на перевозку в статус Отправлено, при этом все ордера со статусом К отгрузке перейдут в статус Отгружено. Если при этом есть ордера в других статусах (т.е. товар только собирается), то перевести задание в статус Отправлено не получится. Ну и напомню, последний статус, когда товар будет доставлен клиенту и машина вернется будет Закрыто.
Схема получилась сложноватая на мой взгляд, немного перемудрила 1С в данном случае. Редко на предприятии так четко будет работать отдел доставки, но тем не менее функционал такой есть и им можно будет воспользоваться.
Управление доставкой
Здесь необходимо установить флажок «Управление доставкой».
Флажок «Редактировать адреса доставки только в диалоге» позволяет отключить возможность ввода адреса в произвольной форме, останется только выбор из КЛАДР (ФИАС).
Ну и можно задать шаблон этикетки, если вы клеите этикетки на упакованный товар.
Справочники
Доступ к справочникам можно получить из раздела Склад, подраздела Управление доставкой.
Зоны доставки — ещё один очень важный справочник. В котором отражаются зоны или направления доставки (например, Центральный район, Правый берег, с. Урожайное). Т.е. Зоны доставки позволяют сгруппировать заявки на доставку по направлениям и соответственно загрузить машину заказами с одного направления, чтобы не получилось что в машину попадут заказы с разных концов города. Справочник не обязательный, но он позволяет повысить удобство и эффективность формирования рейсов.
Найти Зоны доставки можно в разделе Склад, через пункт Настройки и справочники.
Отражение доставки в документах
- Самовывоз — это когда доставка не осуществляется, значение по умолчанию.
- До клиента — доставка до клиента, когда доставка осуществляется самой продающей компанией.
- Силами перевозчика — доставка осуществляется через посредника, перевозчика. Т.е. доставка по сути до базы перевозчика или перевозчик забирает товар с нашего склада.
Существует 2 варианта отгрузки товара: товар может забирать перевозчик непосредственно с нашего склада или мы будем доставлять товар до склада перевозчика, а перевозчик уже клиенту. Разница эта принципиальная, т.к. если мы доставляем товар до перевозчика, нам придется формировать рейс, а если перевозчик заберет товар, то работа по заказу со стороны отдела доставки можно сказать завершена. При доставке до перевозчика необходимо указать адрес перевозчика и зону доставки.
Если мы обратимся к движением документа Заказ клиента, то ничего особенного там не увидим. Я даже не буду приводить скриншоты, т.к. подробно все проводки и разные схемы резервирования рассматривал в предыдущих статьях: Заказ только со склада и Заказ со склада и под заказ.
Да и после создания заказа, в рабочем месте менеджера по доставке ничего ещё не появится. Это и понятно, товар только заказан и доставлять пока ещё нечего. А вот когда на основании заказов клиента будут созданы реализации они уже отразятся в рабочем месте Доставка.
Для примера создадим 4 заказа, с доставкой до клиента, силами перевозчика с нашего склада, силами перевозчика по адресу и ещё один заказ до клиента, но с другой зоной доставки. И документы реализации на их основании. Обратите внимание, что вкладка Доставка заполнена на основании заказа, но ни что не мешает её подкорректировать если нужно.
В реализации в которой способ доставки был установлен «Силами перевозчика с нашего склада» статус Отгружено (доставлено), т.е. доставка не требуется.
Ну а теперь перейдем к самому главному инструменту по управлению доставкой — это Рабочее место менеджера по доставке, находится оно в разделе Склад и называется просто Доставка.
Рабочее место менеджера по доставке
Думал вот получится обмануть 1С и сделать ошибку за менеджера. Но нет, при попытке выполнить доставку будет выдано предупреждение, что распоряжение присутствует в другой заявке и менеджеру придется исправить свою ошибку. Почему не выходит предупреждение сразу при попытке добавить? Наверное это сделано для удобства работы, ведь удобно когда есть какое-то распоряжение, которое не входит по весу и менеджер пытается его примерить к разным заданиям, подобрать и маршрут, и машину в которой ещё есть свободное место. И ему не приходится при этом убирать распоряжение из исходного задания.
Ещё есть вкладка Документы для перевозчика, которая отображает реализации со способом доставки Силами перевозчика с нашего склада. Это как раз те реализации, которые не попадают в основою окно рабочего места менеджера по доставке. А так в отдельной вкладке их удобно найти и распечатать документы для перевозчика, который подъехал за товаром.
Закрытие распоряжений на доставку
- Формируется — состояние реализации Ожидает включение в рейс
- К погрузке — состояние реализации Ожидается отгрузка
- Отправлен — состояние реализации В процессе доставки
- Закрыт — состояние реализации Отгружено (доставлено)
Этикетка доставки используется для печати, например, на термопринтере и потом наклеивается на упаковку с доставляемым товаром.
Ну а на этом все. О нововведениях в модуле Управление доставкой в ожидаемом релизе УТ 11.2.1 читайте в статье 1С Управление торговлей 11.2.1 Изменения в подсистеме Доставка товаров до клиента.
И не забывайтесь подписывается. Теперь работает рассылка уведомлений о новых статьях.
До новых встреч!
Функционал для управления доставками в 1С: УТ 11, ERP 2 и КА 2
В 1С:Управление торговлей, ERP и комплексная автоматизация реализованы следующие сценарии доставки:
- от поставщика на наш склад
- от перевозчика на наш склад
- перемещение между нашими складами
- ·отгрузка товаров клиенту нашей транспортной службой или на склад перевозчика
Существует возможность как планировать доставку заранее в Заказах, так и указывать данные о доставки непосредственно в документах товародвижения.
Планирование доставки
Запланировать доставку можно в различных заказах: поставщику, на перемещение и в заказе клиента. На вкладке Доставка указываются все детали и информация, такие как адрес, контактное лицо, дополнительная важная информация и т.п. В каждом из заказов есть возможность запланировать доставку различными вариантами. Для части способов доставки, таких как нашими силами или силами перевозчика/транспортной компании, 1С даёт инструменты для последующей организации и контроля логистики с помощью Заданий на перевозку.
Функционал планирования доставки между собственными складами будет полезен тем компаниям, которые имеют территориально удаленные друг от друга склады или, например, центральный склад и несколько торговых точек.
Подготовка пакета документов#nbsp ;
С помощью рабочего места Доставка происходит распределение запланированной доставки по Заданиям на доставку для водителей. Программа позволяет задавать нормы веса и объема для каждого автомобиля, которые в дальнейшем помогают распределять и контролировать загрузку транспорта, если эти значения заполнены для номенклатуры. Использование зон доставки, актуальных для больших городов и регионов позволяет сгруппировать адреса, что упрощает дальнейшее формирование заданий.
По заданиям на перевозку формируются комплекты документов, такие как маршрутные листы, товарно-транспортные накладные и т.п. Однако возможности сформировать ТОРГ-12, УПД и т.п. для передачи на руки водителю из рабочего места Доставка возможности нет.
Для доставки, исключающей товарный учет, например, доставки документов, можно использовать Поручение экспедитору, где в качестве пункта назначения можно выбрать партнёра, подразделение, склад или ввести произвольный текст.
Отчет о доставке
Отчитаться о доставке можно управляя статусами Заданий на перевозку, устанавливая значения отправлено или закрыто.
Интеграции
Для расширения функционала по доставке можно выполнить интеграцию с сервисом 1С: Доставка. Данный сервис доступен для зарегистрированных участников площадки 1С: Бизнес-сеть. 1С:Доставка организовывает единое API пространство для перевозчиков и клиентов 1С. Это позволяет формировать заказы перевозчикам, даёт полную информацию о тарифах, состояниях текущих заказов и возможность формировать всю необходимую документацию. Сервис поддерживает интеграцию программы 1С с перевозчиком «Деловые линии». 1С: Доставка подойдёт тем компаниям, которые организовывают логистику через посредников. Подробнее с информацией о сервисе можно ознакомиться по ссылке .
Аналитика
Контроль осуществляется в списке Заданий на перевозку по статусам. Специалист логистики может оперировать настройками отборы в списке заданий, чтобы сформировать список только тех заданий, которые, например, ждут отправки. Так же можно использовать группировку или сортировку в списке, чтобы визуально разделить задания по статусу их выполнения.
Итоги
1С: Управление торговлей 11, ERP и Комплексная автоматизация обладает достаточным функционалом для организации и учета доставки, ориентированной на крупные оптовые заказы. Однако в типовом решении недостаточно возможностей для интернет-магазинов, розничных сетей и организаций, использующих доставку как основной способ отгрузки товара. Для расширения функционала рекомендуем обратить внимание на дополнительные модули, которые встраиваются в уже используемую вами конфигурацию 1С и позволяют управлять доставками прямо в системе.
Специалисты «РАУ АйТи» разработали модуль “МАППА», который объединил все необходимые для управления логистикой функции в одном месте : инструменты уже реализованные в 1С были собраны вместе с функциями автоматического построения маршрутов, визуализации заказов и маршрутов на карте, учета ГСМ , онлайн отслеживания курьеров в течение дня. Среди своих аналогов “МАППА” выделяется тем, что имеет открытый код, позволяющий адаптировать и дорабатывать стандартные настройки под уникальные нужды конкретного бизнеса и тем, что приобретается 1 раз, а не подразумевает оплаты раз в месяц за использование.