Apple прекращает выпуск айподов
Компания Apple объявила о прекращении выпуска музыкального плеера iPod.
«Появившись более 20 лет назад, iPod покорил пользователей по всему миру возможностью взять свою музыку с собой в дорогу. Сегодня эта возможность интегрирована во всю линейку продуктов Apple — от iPhone и Apple Watch до iPad и Mac. Благодаря приложению Apple Music пользователи имеют доступ к более чем 90 миллионам песен и 30 тысячам плейлистов», — говорится в заявлении компании.
Как отмечается, последнюю модель плеера iPod Touch можно будет приобрести через сайт компании и в официальных магазинах до тех пор, пока она будет в наличии.
Музыкальный плеер компании Apple был впервые представлен в октябре 2001 года. Плеер iPod выпускался в нескольких версиях: классический, Nano, Shuffle и Touch. С появлением стримингового сервиса Apple Music и новых моделей iPhone популярность айподов стала падать. Последняя модель в линейке айподов — iPod Touch 7 — вышла в мае 2019 года.
Классические айподы. От первого до последнего
10 мая 2022 года компания Apple объявила об окончании производства последнего плеера iPod. После двадцати с лишним лет эта торговая марка отправилась в музей. Для меня настоящие айподы закончились еще раньше, в конце 2014 года, когда из магазинов компании исчез оборудованный жестким диском iPod Classic. Эта статья посвящается классическим айподам, серьезному музыкальному явлению из начала тысячелетия, во многом определившему сегодняшние успехи Apple на рынке смартфонов.
iPod Classic — это ретроним, определение «большого айпода» с жестким диском, появившееся позднее, когда потребовалось отличать такие устройства от более мелких iPod Mini, Nano, Shuffle. Из всех айподов до недавнего времени дожил только iPod Touch, один из последних «карманных компьютеров», представляющий собой скорее бюджетный айфон без сотового модуля. Именно iPod Classic в моем представлении — это «тот самый», настоящий айпод, переживший семь (или около того) ревизий, но радикально не менявшийся все 13 лет своего существования.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. Заглавное фото взято из этого видео.
История
Самый первый Apple iPod был представлен Стивом Джобсом на мероприятии в октябре 2001 года. Эту презентацию важно посмотреть, чтобы погрузиться в контекст той эпохи. Предположу, что именно на рубеже веков производители компьютерного софта и железа наконец-то собрали вместе все имевшиеся и ранее мультимедийные функции, и начали из них сооружать что-то пригодное для массового пользователя, а не только для энтузиаста. Apple, под руководством относительно недавно вернувшегося в компанию основателя — пионер этого движения. Большую часть презентации Стив Джобс показывает новые фичи в выпущенной годом ранее Mac OS X.
Сейчас эти возможности кажутся банальными, но два десятилетия назад это было не так. Джобс рассказывает как можно быстро и легко копировать фотографии с цифрового фотоаппарата, и раскладывать их по категориям. Как редактировать собственные видеоролики (и записывать их на DVD), собирать музыку на жестком диске, копируя ее с компакт-дисков. Это были ключевые фичи яблочных ПК и ноутбуков. В отличие от устройств на Windows, где нужно было еще софт соответствующий поискать, Apple предлагала готовое решение для домашних нужд. Персональный музыкальный плеер вполне укладывался в эту стратегию. Главной инновацией в первом iPod стал миниатюрный 1,8-дюймовый жесткий диск, разработанный компанией Toshiba. Это позволило сделать плеер не менее компактным, чем модели на флеш-памяти, и сильно меньше, чем распространенные в начале нулевых CD/MP3 проигрыватели. Вот так выглядит такой жесткий диск, позаимствованный мной из более позднего ноутбука Sony, по сравнению с обычным ноутбучным накопителем:
Первый iPod выглядел так:
Он был заметно компактнее современных смартфонов, но, по современным меркам, достаточно толстый — 2 сантиметра. Ходит легенда, что Стив Джобс, пытаясь убедить своих инженеров сделать устройство еще меньше по размерам, кидал прототип в аквариум. Аргументом для экономии места стали выходящие из устройства пузырьки. Впрочем, настоящим создателем iPod был скорее Тони Фаделл, который продал Джобсу практически готовую идею, с достаточно хорошо проработанным железом и софтом.
Ключевые особенности первого айпода: механическое колесо для прокрутки списков, совместимость только с компьютерами Apple и поддержка исключительно FireWire для передачи данных. О FireWire Стив Джобс говорит отдельно, сравнивая его с распространенным тогда интерфейсом USB 1.1. USB обеспечивал скорость передачи данных до 12 мегабит в секунду, в то время как FireWire, изначально разработанный в Apple, предлагал скорости до 400 мегабит. Запись на плеер 1000 песен по FireWire, по утверждению Джобса, занимала 10 минут, в то время как по USB такой же объем данных передавался бы 5 часов. Довольно быстро это отставание было нивелировано — уже в 2000 году был финализирован стандарт USB 2.0 со скоростью передачи до 480 мегабит в секунду.
Главное: первый iPod был оснащен жестким диском объемом целых пять гигабайт. Рекламное обещание «до 1000 треков» расчитывалось исходя из весьма приличного битрейта в 160 килобит в секунду. Важнейшим маркетинговым преимуществом iPod была возможность унести с собой вообще всю фонотеку. Давайте прикинем: 5 гигабайт музыки с битрейтом 160 кб/c это примерно 69 часов музыки. У обычного потребителя, не меломана, это и правда соответствовало вообще всей коллекции музыки на CD или кассетах. И все это — за 400 долларов или $660 с учетом инфляции.
Уже в марте 2002 года была выпущена модификация первого iPod с жестким диском на 10 гигабайт. Постепенно плеер стал обрастать не только музыкальными фичами. В частности, была добавлена рудиментарная адресная книга, синхронизируемая с ПК. В июле того же года было представлено второе поколение iPod:
Внешне почти ничего не изменилось, но на самом деле второй iPod серьезно отличается от первого. Механическое колесо заменили на сенсорное. Добавили модель с жестким диском на 20 гигабайт, а базовая версия с 5-гигабайтным HDD подешевела до 300 долларов. Наконец-то появилась поддержка Windows, а значит, Apple пришлось портировать медиакомбайн iTunes на конкурирующую платформу. Стив Джобс тогда назвал iTunes «самым лучшим программным продуктом, когда-либо написанным под Windows».
Не уверен, что iTunes был прямо лучшим, но он точно принес на традиционные ПК частичку неповторимого стиля Mac OS X, который в Windows XP пытались перенять, но вышло своеобразно. В том же году я впервые вижу iPod у коллеги. На тот момент айпод был недешевой игрушкой для меломанов, обычно сочетающих любовь к музыке с пристрастием к технике Apple. Я же c 2003 года ходил с CD/MP3-плеером iRiver, который несколько лучше укладывался в мой скромный бюджет. Третье поколение показали весной 2003 года:
Опять много изменений. Это единственный айпод в котором все кнопки сделали сенсорными. Вместо полноразмерного разъема FireWire 400 впервые появился 30-пиновый разъем, позднее использованый в айфонах вплоть до модели 4S 2011 года. Появилась поддержка USB: выбор интерфейса для передачи данных предоставлялся пользователю, но зарядка — только по FireWire! Вместе с разъемом появилась док-станция, был дан старт многомиллионной индустрии аксессуаров для iPod: портативных и стационарных колонок с соответствующим разъемом, доков в автомобилях, адаптеров для подключения к домашней системе. Спустя год, в 2004-м, я купил этот плеер, в «дорогой» версии с жестким диском на 30 гигабайт. Пришлось осваивать iTunes, актуальной на тот момент четвертой версии. Тогда она у меня работала на десктопе на базе четвертого Пентиума, сейчас же я ставлю ее на ноутбук ThinkPad T43 2005 года выпуска:
Изначально iTunes предполагал аккуратное переписывание музыки с собственных компакт-дисков. Вставляешь CD, из интернета добываешь имя исполнителя и названия треков, аккуратно складываешь в коллекцию. С моими хаотичными, переписанными черт знает откуда коллекциями MP3 пришлось повозиться. Расставить теги, исправить проблемы с кодировкой, поправить опечатки.
Для уже тогда внушительной коллекции музыки это заняло немало времени. На скриншоте выше показано скорее исходное состояние: мешанина треков, некоторые с тегами, некоторые вообще без них, разные форматы. На тот момент уже существовал инновационный (и первый по-настоящему популярный) магазин цифровой музыки, встроенный прямо в iTunes. Но я им до айфонной эпохи не пользовался. Осваивать iTunes поначалу многим было трудно. Одна распространенная ошибка — случайно не снять галочку при установке, после чего iTunes начинает пожирать музыку на жестком диске и утаскивать ее к себе в папку, раскладывая там файлы как попало. Едем дальше, четвертое поколение, июль 2004 года:
Жесткий диск до сорока гигабайт. Полностью сенсорное управление в третьей версии (надо сказать, достаточно неудобное) поменяли на сенсорное колесо, под которым спрятаны физические кнопки перемотки, воспроизведения и перехода в меню. Эта конфигурация уже не поменяется до самого последнего iPod. Осенью того же года представляют iPod Photo, все то же самое, но экран цветной. Также выходит версия U2 Edition:
В октябре 2005 года выходит плеер пятого поколения iPod Video, и на этом эволюция классических айподов, в целом, заканчивается. Диагональ экрана увеличили до 2,5 дюймов, для этого слегка уменьшили диаметр колеса управления. Разрешение экрана — 320х240 точек. 17 лет назад считалось вполне нормальным смотреть видео на таком экране, а большой жесткий диск теоретически позволял унести с собой приличное количество фильмов.
Здесь заканчивается вменяемое разделение айподов на поколения (хотя оно и до этого было сломано цветным iPod Photo, который тем не менее относится к четвертому поколению). Оригинальный iPod 5 имел жесткий диск на 60 ГБ. В сентябре 2006 года, не меняя ничего принципиально, объем увеличили до 80 гигабайт, и очень часто плееры этого года относят к «поколению 5.5». В этом поколении была также добавлена поддержка игр.
В сентябре 2007 года выходит плеер, который впервые получает название iPod Classic, чтобы отличать его от всех остальных. Полностью переделан интерфейс, добавлен красивый режим «перелистывания обложек альбомов», аналогичный представленному в тот момент в плеере iTunes. Эта модель шестого поколения выпускалась с жесткими дисками на 80 и 160 гигабайт. Можно считать этот плеер последним поколением классических айподов, но в 2008 и 2009 были сделаны небольшии ревизии железа. В 2008 году была реализована поддержка гарнитур с разъемом TRRS, совместимых с iPhone. В сентябре 2009 года была выпущена обновленная версия на 160 гигабайт, в которой была внедрена полноценная поддержка 48-битной адресации при работе с жестким диском. И вот ее часто относят к седьмому поколени, уже точно последнему. Следующие пять лет модель на 160 гигабайт по цене 250 долларов выпускается без изменений. За 8 лет активной эволюции емкость айподов выросла в 32 раза, толщина уменьшилась в два раза, появился цветной экран, добавлена возможность воспроизведения видео.
Личный опыт
Айпод третьего поколения я в итоге продал, предпочел ему гораздо более компактный плеер с 8 гигабайтами флеш-памяти. Но в 2009 году я купил тот самый «последний айпод» седьмого поколения, которым активно пользовался до 2012 года. Меня привлекала та самая мантра Стива Джобса: «унеси с собой всю музыку». Фонотека на тот момент у меня почти вся была в формате Apple Lossless, а ее объем был сильно больше 160 гигабайт. Но в iTunes есть очень удобная фича, автоматически перекодирующая музыку при копировании на iPod. Выбрав формат AAC с битрейтом 160 килобит в секунду, я смог уместить на айподе все 20 с лишним тысяч треков, и еще осталось место.
Несмотря на эти большие изменения принципы взаимодействия с плеером почти не изменились. Ключевым нововведением было то самое вращающееся, а позднее сенсорное колесо, позволяющее одной рукой быстро прокручивать длинные списки исполнителей или треков в плейлисте. Нужно хотя бы раз попробовать, чтобы понять, насколько крут такой способ взаимодействия с устройством. С тех пор «музыкальный плеер» стал лишь одним из многих приложений в смартфоне. Пользоваться этим софтом тоже удобно благодаря большому экрану. Но не хватает этой специализации, заточенности на одну единственную задачу: быстро искать музыку в большой коллекции.
На моем iPod лежит коллекция, последний раз обновлявшаяся в 2011 году. Тогда я активно использовал простейшие, но эффективные инструменты меломана. Если мне вдруг очень понравился какой-то новый трек, я присваивал ему рейтинг в пять звезд, а это автоматически добавляло его в плейлист «Top Rated». При следующей синхронизации на компьютер переносились и эти оценки, и количество воспроизведений каждого трека. Получалась сводная статистика по прослушиванию цифровой музыки, которой мне сейчас слегка не хватает. Это реализуемо при помощи сервисов Last.fm и Libre.fm, но вместо одного устройства у меня теперь два, на каждом штук пять приложений для стриминга и прослушивания оффлайн. Тот случай, когда количество не совсем перешло в качество.
Мой iPod долго лежал без дела, и со временем превратился в персональную капсулу времени. В плейлисте любимых песен частично знакомые мне треки, но иногда попадаются те, про которые я совсем забыл. Я бы рад подкинуть на плеер новую музыку, но не могу: фонотека на iPod привязывается к конкретной инсталляции iTunes, на конкретном компьютере. Привязать плеер к новому ПК можно только после удаления всей фонотеки и синхронизации заново. Можно воспользоваться сторонними программами, обходящими ограничения Apple, но мне проще оставить как есть.
Моддинг
Мне повезло, и мой аппарат уже в достаточно почтенном возрасте имеет живую батарею и живой жесткий диск. Они часто выходят из строя. Это чинится: iPod — плеер старой школы, в нем нет практики приклеивания компонентов намертво друг к другу. Но это все же изделие Apple, поэтому ради красоты разборка устройства — достаточно сложное занятие. Нужно аккуратно отгибать края задней крышки, пока не выйдут из зацепления все расположенные внутри защелки. В процессе крышка, как правило, гнется.
После разборки можно не только поменять батарею на новую, но и заменить жесткий диск на флеш-память. Первые эксперименты подобного типа использовали карты Compact Flash, а сейчас можно приобрести платы-адаптеры для карт MicroSD. На фото выше — самый сложный вариант такого адаптера SD-IDE с поддержкой четырех карт памяти. Теоретически это позволяет реализовать в айподе хранилище до 2 терабайт, но на практике лучше этого не делать: софт не справится. Но и софт тоже можно поменять.
RockBox — проект по созданию опенсорсной прошивки для плееров, основанный еще в 2001 году. На тот момент существовал еще один производитель «продвинутых» плееров — компания Archos, которая, на удивление, смогла превзойти в Apple по части закрытости своих устройств. Вплоть до того, что жесткий диск в HDD-плеерах Archos нельзя было поменять на любой другой, а только на приобретенный у вендора. Со временем в рамках проекта была создана альтернативная прошивка для айподов (а также для многих других плееров), которая была доведена практически до идеала. Rockbox позволяет кастомизировать интерфейс, дает поддержку форматов, которые Apple никогда не поддерживала (например FLAC), а главное — позволяет закидывать музыку на плеер старым-добрым методом, перетаскиванием папки в проводнике. Без всяких iTunes.
Аудиофилия
Во времена iPod также происходило активное развитие идеи «качественного» или, если хотите, «аудиофильского» портатива. Если в начале нулевых большинству было достаточно, что плеер «просто работает», в конце десятилетия некоторые пользователи захотели большего. Начались попытки определить, какой айпод лучше звучит. Есть распространенное мнение, что поколения 4-5.5 звучат лучше, потому как в них используется ЦАП фирмы Wolfson. А позже применялся ЦАП Cirrus Logic, который (если верить форумам) звучит не так.
Я придерживаюсь мнения, что почти все айподы звучат хорошо. Редкие исключения — это например iPod третьего поколения. В ней применили такую схему усилителя, что на популярных наушниках с низким импедансом выходит недостача басов. Можно говорить о том, что мощности iPod иногда не хватало для наушников с высоким сопротивлением или низкой чувствительностью. У многих iPod желательно не использовать встроенный эквалайзер, так как при его активации не понижается исходный уровень сигнала. В результате при попытке усилить басы или другой диапазон частот происходит так называемый цифровой клиппинг, и музыка играет с искажениями. Айподы не идеальные, но с подходящими наушниками мой аппарат последнего поколения звучит прекрасно.
Скучное настоящее
Начиная с 2014 года большинство потребителей переехали на стриминговые сервисы, к которым iPod Classic оказался не приспособлен. Требовательным меломанам с конца нулевых предлагаются устройства (в основном китайских производителей) с характеристиками, значительно превышающими таковые у iPod, и адекватные цифровым изданиям музыки в форматах высокого разрешения. Какое-то время производители альтернативных плееров пытались повторить формулу успеха iPod, иногда до степени смешения. Вот, например, китайский плеер Fiio X5 II, также оснащенный вращающимся колесом. Механическим, как у первого плеера Apple!
У меня есть такой плеер, и по нему хорошо видно, что просто повторить предложенную кем-то схему недостаточно. Колесо у плеера Fiio достаточно надежное, но вот добиться похожей отзывчивости на его вращение в софте у них не получилось: вечно промахиваешься мимо нужного исполнителя в списке.
А на фото выше вы можете сравнить iPod седьмого поколения с моим актуальным «аудиофильским» плеером Fiio M11. Он, в отличие от iPod, может обеспечить достаточную громкость даже на больших наушниках, которые с айподом играют слишком тихо. Он поддерживает форматы высокого разрешения, и его характеристики соответствуют требованиям для таких форматов. Но с точки зрения софта это просто средненький Android-смартфон без сотового модуля, iPod Touch, который сильно греется.
В нашем скучном настоящем сплошь большие сенсорные экраны. В нашем ностальгическом прошлом были прекрасные специализированные устройства, к которым мгновенно привыкаешь, и потом не расстаешься годами. Я стараюсь не переоценивать прошлое, и признаю: никогда я раньше не имел такой простой и удобный доступ к любой музыке, в любой момент, на любом устройстве. Что касается наушников, то я бы вообще сказал, что их золотой век, эпоха доступных и максимально качественных изделий, только начинается. У многих Android- и Apple-приложений прекрасный интерфейс. Но иногда не хватает вот этого максимального удобства в ущерб универсальности. В iPod удалось нащупать этот «user experience» сразу, с первой же модели, потом его только улучшали. Это редкое устройство, сделанное достойно, выделяющееся даже среди очень серьезных конкурентов.
Apple и лично Стива Джобса часто обвиняют в том, что они ничего принципиально нового не придумывают, а лишь красиво упаковывают имеющиеся технологии. Плееры с жестким диском действительно были и до iPod. Можно долго про это спорить, но нельзя не оценить немного другое достижение Джобса. Он сделал верную ставку на iPod, принял решение вовремя, и заработал на этом очень много. Статистика выше (взятая отсюда) показывает, насколько важным был айпод для Apple.
В 2006 году он принес компании 40% выручки, и хорошо продавался вплоть до 2011 года. Он скорее всего и обеспечил финансовую подушку, необходимую для самой серьезной трансформации Apple, когда эта чисто компьютерная компания задумала сделать сотовый телефон. Без него вряд ли бы получилось бросить огромные ресурсы на такую сложную задачу. Нельзя было просто так взять и сделать iPhone, нужно сначала на него заработать. Может быть iPod и был переходным устройством на пути к смартфону, но мы в результате получили отличное семейство плееров, с выдающимся дизайном и характеристиками, которое многие пытались повторить, но далеко не у всех получилось. Приятный, пусть и слегка устаревший девайс, с невероятно удобным интерфейсом.
«Тысяча песен у вас в кармане». Как первый iPod спас Apple от краха и стал самым желанным гаджетом компании
Недавно мы рассказывали про музыкальные плееры Walkman от Sony, которые в 1980-х годах совершили революцию и стали ассоциироваться с фразой «Взять музыку с собой». Но с течением времени популярность «волкманов» пошла на спад, и образовавшийся «пробел» попытались заполнить множество компаний как с CD-проигрывателями, так и с MP3-плеерами. Но переиграть всех остальных и стать новой «иконой стиля» удалось Apple, которая в 2001 году выпустила первый iPod — аппарат, вернувший компании новаторский статус и вновь заставивший людей поверить в способность корпорации создавать устройства, изменяющие правила игры.
«Наступило время „думать иначе“»
В 1990-х дела у Apple шли далеко не так гладко, как сегодня. Компания выпускала гаджеты, не находившие особенного отклика у пользователей, и предприятие терпело многомиллионные (если не многомиллиардные) убытки. В «Википедии» период с 1990 по 1997 год и вовсе называют временем «упадка и реструктуризации» Apple.
Ситуация начала меняться в 1997 году с возвращением на пост CEO (то есть генерального директора) основателя компании Стива Джобса. Он практически полностью переиначил всю линейку продуктов Apple, оставив всего несколько позиций — все на тот момент касались персональных компьютеров (и ноутбуков), что позволило начать вытягивать Apple из финансовой ямы.
Однако предприниматель осознавал: без выхода на новые рынки (то есть создания новых продуктовых категорий) развиваться в долгосрочной перспективе будет сложно. И такой областью Джобс видел, кроме прочего, музыкальный рынок, причем цифровой. К началу 2000-х годов в США процветали файлообменные сервисы, с которых треки скачивались на компьютеры, а после записывались пользователями на CD в собственные сборники.
Этот процесс, по мнению руководства Apple, был достаточно сложен и малопонятен для многих юзеров. В общем, Джобс с командой задумали переиначить и эту категорию ПО, стремясь упростить процесс переноса музыки с лицензионных (и не очень) дисков, управления файлами на компьютере и записи подобных сборников.
«К 2001 году Apple вдохнула новую жизнь в ассортимент персональных компьютеров. Наступило время „думать иначе“», — говорится в книге Уолтера Айзексона, посвященной Джобсу. Вскоре благодаря такому подходу появилась iTunes — бесплатная программа для компьютеров Macintosh, позволявшая искать музыку по аудиотеке юзера легче в сравнении с ПО конкурентов. «Конвертируй, микшируй, записывай», — гласил тогдашний слоган программы.
Плеер, созданный специально для iTunes
Следующим шагом Джобс видел создание плеера собственной разработки с внутренней памятью — другими словами, продвинутого устройства, в которое не было необходимости помещать диски и/или какие-то еще носители информации. Но присутствовала необходимость синхронизации с iTunes: уже тогда Джобс думал о концепции, в которой компьютеры компании становились своеобразным хабом (цифровым узлом) для прочих устройств производителя.
Другими словами, новинка задумывалась как устройство, специально созданное под фирменную платформу iTunes, то есть для экосистемы от Apple (первые годы приложение было доступно только на компьютерах компании). Кроме того, Джобс форсировал сроки запуска плеера. iTunes представили в январе 2001 года, а сам плеер (спойлер) — в октябре. CEO полагал, что необходимо было успеть с продажами к рождественскому сезону.
В общем, компания искала возможности ускоренной разработки устройства, но Джобс отвергал многие из предложений инженеров. Генеральной идеей при создании проигрывателя, если верить книге Айзексона, была «простота в использовании». Основные «сложные» операции по загрузке мелодий, сортировке альбомов, созданию плей-листов и другим действиям отводились компьютеру с iTunes, а плееру оставалось только проигрывание треков.
Но с последним также все было сложно. Джобс весьма нелицеприятно отзывался практически обо всех MP3-плеерах на рынке на тот момент, называя их «полной чушью». Основные претензии были к хранилищу. Компания искала «крошечный, но вместительный» жесткий диск, который позволил бы хранить в памяти множество треков. В сети пишут, что по состоянию на начало 2000-х годов аналоги вмещали не более 16 композиций, что в корне не устраивало топ-менеджмент Apple.
И такой жесткий диск нашли: японская Toshiba спроектировала 1,8-дюймовое (то есть весьма компактное) HDD-хранилище, отвечавшее требованиям Apple, и обещала наладить выпуск за несколько месяцев до презентации iPod. Компанию это устроило, и с японским производителем заключили контракт на эксклюзивную поставку таких носителей.
«Этот проект полностью изменит Apple»
В начале 2001 года Джонатан Рубинштейн — коллега Джобса по основанной им же компании NeXT, слившейся с Apple после возвращения Стива в корпорацию, — занимался поиском специалиста, который мог бы возглавить команду разработчиков будущего плеера. И таким специалистом Рубинштейн видел Тони Фаделла — стороннего инженера, известного в индустрии благодаря опыту работы с портативными устройствами. Сначала Тони наняли как консультанта, а затем убедили присоединиться к Apple на постоянной основе. Хотя последнему Фаделл якобы пытался сопротивляться.
Но Фаделлу предоставили определенную свободу, разрешив нанимать технических специалистов, поскольку силы спецов Apple в тот момент были сосредоточены на новых компьютерах. Из-за сжатых сроков (напомним, Джобс требовал запустить продажи плеера уже к рождественским праздникам) он искал готовые «болванки», которые получилось бы оперативно переделать под нужды Apple. Так Тони вышел на компанию PortalPlayer, у которой была практически готовая аппаратная платформа будущего устройства.
Один из прототипов по габаритам не превышал пачку сигарет — с учетом необходимости внедрения 1,8-дюймового жесткого диска от Toshiba это сыграло ключевую роль для заключения эксклюзивного контракта. «Этот проект полностью изменит Apple. Через десять лет мы будем зарабатывать на музыке, а не на компьютерах», — сказал Фаделл своей новоиспеченной команде.
Впрочем, впоследствии PortalPlayer закончила не очень удачно. Через несколько лет после заключения сделки около 90% дохода компании зависело от Apple. А последняя в 2006-м отказалась от процессоров разработки PortalPlayer, выбрав вариант от Samsung. Это стало началом конца для PortalPlayer, и вскоре ее поглотила Nvidia — компания перестала существовать как независимый элемент.
«Тысяча песен у вас в кармане»
Название iPod, если верить легенде, придумал один из копирайтеров компании, предложив назвать плеер просто словом Pod по аналогии с космической капсулой. Джобс добавил букву i, чтобы название соответствовало другим продуктам компании.
В апреле 2001 года Джобсу представили тройку прототипов, два из которых он сразу же отмел. Последний, в котором использовались небольшой ЖК-дисплей, упомянутый выше 1,8-дюймовый жесткий диск на 5 ГБ и аккумулятор, заинтересовал Стива. А после того как Фил Шиллер — нынешний вице-президент по маркетингу Apple — высказался про идею с крутящимся колесиком для навигации по трекам, прототип утвердили и стали дорабатывать.
С того момента Джобс сам принимал участие практически в каждом этапе разработки, вынуждая команду следовать принципу: до любого элемента пользовательского интерфейса обычному юзеру необходимо добраться максимум в три нажатия кнопки. Если Стив сам не понимал, как отыскать какую-либо функцию, приходилось все переделывать. «Стив буквально заваливал нас идеями. И так было каждый день: переключатель, цвет кнопки, ценовая стратегия», — вспоминал Фаделл.
За «внешность» iPod отвечал Джони Айв, уже занимавший пост вице-президента промышленного дизайна Apple. Именно он настоял, чтобы фронтальная сторона устройства оставалась белой, а тыльная была выполнена из полированной нержавеющей стали. Айв полагал, что подобный подход позволит плееру выглядеть как «нечто значимое, не одноразовое».
Кроме того, решением Айва наушники, зарядный провод и блок питания также оказались белыми. В те времена подобное не практиковалось. Как правило, аксессуары были черными — над их дизайном особенно не заморачивались.
Но именно белоснежный цвет наушников стал визитной карточкой iPod: плеер продвигали рекламой, в которой изображался танцующий человек с плеером в руках и белыми проводами. Даже сегодня, спустя 21 год после начала продаж первого поколения устройства, практически все наушники Apple (за исключением AirPods Max) остаются белого цвета — своеобразная дань уважения.
Первый iPod представили 23 октября 2001 года, оценив девайс в $399. В приглашении-анонсе для журналистов говорилось: «Подсказка: это не Mac». Тогда сам Стив со сцены рассказал о плеере, который «может хранить до тысячи песен и при этом помещается в кармане». И это сработало.
Что было дальше
Несмотря на некоторый скепсис со стороны как профессионального сообщества, так и части обычных пользователей (особенно в вопросе ценовой политики), iPod быстро стал устройством, буквально вытащившим Apple из долговой ямы. И, что еще важнее, благодаря успеху «айпода» компанию снова стали воспринимать новаторской, как это было с выходом первых моделей компьютера Macintosh в 1980-х.
Со временем слово «айпод» стало нарицательным — неподготовленные юзеры обобщенно называли так все MP3-плееры. «В 2007 году доходы от продаж iPod составили половину дохода компании», — резюмируется в книге Айзексона. В этом же году компания The Global Language Monitor назвала слово iPod самым употребляемым среди англоязычных изданий, пишущих о технологиях, за последние пять лет.
Apple продолжала выпускать различные версии iPod вплоть до 2019 года, когда появился iPod Touch 7-го поколения. До этого выходило множество вариаций «классических» iPod, а также их уменьшенных модификаций вроде iPod mini или iPod nano. Через несколько лет после запуска первой версии плеера через iTunes стало возможно покупать композиции популярных исполнителей, причем по одной песне, а не альбомами — еще одна революционная идея, сперва не понравившаяся звукозаписывающим студиям.
Но после 2010 года популярность iPod начала достаточно резко снижаться — главным устройством компании, задающим тренды и приковывающим внимание пользователей, окончательно стал iPhone.
Как называется плеер от apple
Хорошим рішенням для любителів музики і медіаразвлеченій стане iPod. Цей універсальний гаджет невеликого розміру дозволить користувачам прослуховувати треки з особистої бібліотеки в зручному форматі. Скачайте улюблені музичні твори, аудіокниги та подкасти та насолоджуйтеся бездоганним звуком в дорозі і вдома. А моделі нового покоління забезпечать перегляд відео, зйомку чудових фото і спілкування в інтернеті при підключенні девайса по бездротовій мережі Wi-Fi.
Ви можете купити iPod в Києві в торговій мережі MOYO. Ми зібрали в каталозі неперевершену техніку яблучного концерну в багатому асортименті. До уваги покупців пропонуються мультимедійні пристрої відомої марки в різноманітному виконанні. Кожен відвідувач підбере для себе відповідний мініатюрний айпод, що відповідає найвищим світовим стандартам якості. На гаджети бренду Apple надається офіційна гарантія виробника 1 рік.
Як вибрати плеєр Apple?
У продажу є моделі різної вартості. На кожен iPod ціна залежить насамперед від серії:
1) iPod Shuffle — найменший представник пристроїв даного класу. Відрізняється компактними розмірами 29×31,6×8,7 мм і мінімальною вагою 13,5 грам. Надійно кріпиться до одягу і стає персональним ді-джеєм музичного оточення. Незамінний при спортивних заняттях та інших видах активної діяльності. Підтримує створення плейлистів і міксів Genius. Забезпечує прослуховування подкастів і аудіокниг. Управляється одним натисканням пальця. Функція VoiceOver використовується для голосового оповіщення про назву треку і плейлиста.
2) iPod Nano — фізичні габарити складають 39,6×76,5×5,4 мм з вагою 31 грам. Оснащений 2,5-дюймовим TFT екраном з роздільною здатністю 240×432 пікселів. Дозволяє переглядати ролики і управляти контентом за допомогою дотику до сенсорного дисплея. Додатково вбудована підтримка Nike +, призначена для контролю фізичних показників і синхронізації з додатком для спортивних занять. Поповнити бібліотеку творів можна безпосередньо з iTunes
3) iPod Touch — просунутий плеєр айпод з повноцінною операційною системою iOS 8. Розміри корпусу складають 58,6х123,4х6,1 мм при вазі 88 грам. Широкоформатний Retina дисплей з функцією Multi-Touch має діагональ 4 дюйми. Екран з технологією IPS і роздільною здатністю 1136×640 пікселів оснащений олеофобним покриттям для запобігання появи відбитків пальців. 2 камери iSight і FaceTime дозволяють знімати відео, організовувати фотосесії і робити Селфі. До корпусу кріпиться зручний ремінець, який не дасть девайсу вислизнути з рук в процесі експлуатації.
Головними параметрами вибору моделей Apple iPod за технічними характеристиками є:
- обсяг вбудованої пам'яті — від 2 Гб до 64 Гб;
- тривалість автономної роботи — в режимі аудіо 15-40 годин, відео 3,5-8 годин;
- бездротові інтерфейси — Bluetooth, Wi-Fi;
- формати аудіофайлів — AAC, Protected AAC, HE-AAC, MP3, MP3 VBR, Audible, AAX, AAX +, Apple Lossless, AIFF і WAV;
- формати відеофайлів — MPEG-4, H.264, M4V, MP4, MOV.
Різноманіття колірних рішень дасть можливість підібрати айпод під будь-який стиль. У вашому розпорядженні класичні відтінки техніки «Еппл»:
- Space Grey;
- Gold;
- Silver;
- White.
Для любителів яскравого стилю передбачені такі варіанти:
- Yellow;
- Blue;
- Pink;
- Green;
- Purple;
- Orange.
У комплект поставки зазвичай включається докладна інструкція користувача, фірмові навушники EarPods і USB кабель для підключення пристрою до ПК і заряду акумулятора.
Замовляємо айпод
Хочете придбати iPod в Україні? Запрошуємо оцінити різноманіття варіантів на віртуальній вітрині нашої торгової мережі. Техніка «Еппл» супроводжується переліком технічних параметрів, інформацією по експлуатації та зовнішньому виконанню апаратури. Численні фото дозволять скласти враження про зовнішній вигляд гаджета. Досвідчені консультанти дадуть відповідь на питання, пов'язані з грамотним підбором продукції і покупкою обраної моделі на вигідних умовах.
Щоб замовити айпод в нашому інтернет-магазині, покладіть сподобався екземпляр в кошик покупця. Оформіть замовлення на сторінці з описом або залиште контактний телефон, і наші менеджери зателефонують для уточнення деталей. Сплатіть айпод зручним способом. Доставка по столиці проводиться кур'єром. В інші міста посилки відправляються поштовими службами. Доступна послуга самовивозу.