Технология BL Motor в инструментах Makita
В настоящее время решающими критериями выбора инструмента являются его высокая мощность, надежность, производительность и экономичность. Чтобы обеспечить набор оптимальных характеристик, производители уделяют огромное внимание разработке новых технических решений. К числу современных разработок, широко используемых при производстве инструмента, стоит отнести технологию BL Motor (бесщеточный двигатель). Производителем первого инструмента с таким типом двигателя стала известная корпорация из Страны восходящего солнца Makita. Выпущен он был в уже далеком 2003 году, а в качестве заказчиков выступили предприятия аэрокосмической и военной промышленности. Уже через несколько лет технологию BL Motor стали использовать при производстве самой разнообразной техники, в частности, бензо- и электроинструмента.
Технология BL Motor в технике Makita: особенности и преимущества
У современного инструмента бесщеточный тип двигателя – одна из важнейших «фишек». По-русски, он носит название вентильного, а в ряде случаев его называют бесколлекторным. Перемещение обмотки бесщеточного двигателя осуществляется на статор, магнитов же – на ротор. Заменой коллекторно-щеточного узла, который отвечает за изменение параметров (коммутацию) обмоток, в таком моторе стала электроника. Датчики устанавливаются на ротор, отслеживая его положение. На основании полученных таким образом данных контроллером осуществляется подача напряжения на ту обмотку, которая нужна в конкретный момент времени. В результате этого поля изменяются, и происходит вращение.
Благодаря тому, что у бесщёточных двигателей нет щеточно-коллекторного узла, он не издает шума, не искрит, имеет достаточно высокий коэффициент полезного действия, а также не требует периодической замены и регулярного обслуживания. Помимо этого, он имеет немало других очевидных преимуществ.
- Длительность эксплуатации двигателя, произведенного с применением технологии BL Motor, ограничивается только продолжительностью службы используемых в механизме подшипников.
- Благодаря тому, что потери в результате контакта коллектора и щеток отсутствуют, существенно возрастает мощность двигателя и снижается потребление энергии, что приводит к росту КПД.
- Такой двигатель издаёт гораздо меньше шума, не сильно нагревается, а также не создаёт помех радиосигналу.
- Конструкция бесщёточного двигателя отличается компактностью и простотой.
- Он может функционировать в условиях высокой влажности, а также во взрывоопасной и агрессивной среде.
- Двигатель способен выдерживать высокую нагрузку по крутящему моменту.
- Регулировка его скорости вращения имеет достаточно широкий диапазон (если необходимо, то двигатель бесщёточного типа несложно «перестроить» в шаговый).
- Независимо от направления вращения, такой двигатель достаточно мощный.
- На одном заряде инструмент, имеющий бесщеточный двигатель, может функционировать в 1,4 раза дольше, нежели модели с щеточным мотором.
Однако бесщеточный мотор BL имеет и свои минусы:
- Он требует установки мощных магнитов, а также сложной электроники для управления, что достаточно дорого.
- Существенно увеличить ресурс BL двигателя невозможно без соответствующего увеличения ресурса других его электронных и механических деталей и узлов.
Именно из-за этих моментов в течение довольно длительного времени двигатели без щеток не столь часто использовались в электроинструменте. Сегодня инструмент, имеющий бесщеточный мотор BL, становится все более востребованным и уже не относится исключительно к классу «премиум».
Функционирование двигателя бесщеточного типа невозможно без электронной системы управления, которой необходим источник постоянного тока. Именно по этой причине почти все модели такого инструмента являются аккумуляторными. Однако среди них имеется и сетевой инструмент, использующий реактивный электрический двигатель, который имеет электронную систему управления и преобразователь переменного тока.
Сегодня ряд моделей импульсных винтовёртов, дрелей-шуруповёров ударного типа, а также некоторые другие виды инструментов корпорация Makita производит с применением технологии BL. Эта техника отличается надежностью и высоким уровнем производительности, что позволяет компаниям, использующим этот инструмент, повышать эффективность своего бизнеса.
Технология бесщеточного электродвигателя BL-Motor
Перемещение обмотки бесщеточного двигателя осуществляется на статор, магнитов же — на ротор. Заменой коллекторно-щёточного узла, который отвечает за изменение параметров (коммутацию) обмоток, в таком моторе стала электроника. Датчики устанавливаются на ротор, отслеживая его положение. На основании полученных таким образом данных контроллером осуществляется подача напряжения на ту обмотку, которая нужна в конкретный момент времени. В результате этого поля изменяются, и происходит вращение.
Благодаря тому, что у бесщёточных двигателей нет щеточно-коллекторного узла, он не издаёт шума, не искрит, имеет достаточно высокий коэффициент полезного действия, а также не требует периодической замены и регулярного обслуживания. Помимо этого, он имеет немало других очевидных преимуществ.
Приводные двигатели инструментов Makita
Заботясь о производительности своих инструментов, компания Makita разрабатывает эффективные приводы с использованием и новых, и уже проверенных технологий. К числу последних относится и бесщеточный (иначе – бесколлекторный) двигатель постоянного тока, фигурирующий в рамках технологии Makita BL Motor. Его преимущества оказываются ключевыми в случае с аккумуляторным электрическим инструментом.
Makita BL Motor
Обретя свободу перемещения, оператор беспроводного инструмента обычно теряет в чем-то другом. Конструкция утяжеляется за счет наличия батареи или снижается мощность инструмента, или при больших нагрузках требуется слишком частая подзарядка. Бесщеточный двигатель постоянного тока Makita BL Motor позволяет более эффективно использовать энергию аккумулятора. Здесь все просто – нет щеток и коллектора, нет и с ними связанных потерь.
- Сам двигатель меньше по размеру и легче по весу, чем коллекторный.
- Для получения того же крутящего момента нужно меньшее количество тока.
- Энергия не тратится на нагревание коммутирующих деталей.
- Отсутствие искрящих элементов позволяет пользоваться инструментом при повышенной влажности.
- Высокий КПД двигателя дает возможность выполнить больше работы на одном заряде аккумулятора. Это способствует продлению срока эксплуатации самой батареи.
Makita использовала трехобмоточную систему управления бесщеточным двигателем, как оптимальную по многим параметрам. Электроника дает возможность запускать двигатель под нагрузкой, быстро разгонять его и регулировать скорость вращения.
Makita MXT
Технология MXT, также как и предыдущая, относится к электроприводу. Она построена на базе разработанного ранее трёхскоростного металлического редуктора и обеспечивает регулируемый крутящий момент большой силы. Двигатель ND31 – часть методики Metal eXtreme Technology и сконструирован именно для нее. За счет следующих особенностей конструкции увеличена мощность, обеспечены высокий крутящий момент и большая производительность двигателя:
- для статора использованы редкоземельные магниты, превосходящие по силе магнитного потока ферритные магниты;
- конфигурация крыльчатки обеспечивает эффективное охлаждение мотора;
- удлинен коллектор для более эффективной передачи мощности.
Передача крутящего момента обеспечивается полностью металлическим редуктором (технология Makita Xtra Torque), который оснащен биметаллическими шестернями с бронзовыми вставками. Удобно, что ротор легко заменяется, так как именно он более подвержен износу.
Особенности электродвигателей Makita коллекторного типа
Есть целый ряд объективных факторов в работе ротора, которые отрицательно влияют на эффективность и долговечность электроинструмента в целом:
- Неуравновешенность ротора из-за смещения оси инерции приводит к вибрации инструмента со всеми вытекающими неприятностями. Поэтому проводится балансировка – операция перераспределения масс. Баланс может нарушаться со временем за счет налипания пыли на балансировочных метках.
- Из-за люфта между подшипником и валом ротора нарушается равномерность вращения ротора.
- Перегрев двигателя приводит к снижению его эффективности и чрезмерному расходованию энергии. Процесс отрицательно сказывается на общем состоянии механизма.
- Пыль, попадающая на обмотку ротора, способна при большой скорости вращения истирать изоляционный слой.
Makita усовершенствовала конструкцию ротора, чтобы свести к минимуму потенциальные проблемы. Дрели и перфораторы, оснащенные коллекторными двигателями бренда, известны своей производительностью и надежностью.
MM4 – 4-х тактный двигатель с минимальными размерами
Мини 4-тактный двигатель, который компания разработала для своего силового оборудования, полностью изменил представление о бензиновом инструменте. Помимо получения впечатляющей экономии по сравнению с 2-хтактным двигателем (сокращение затрат топлива на 60%), пользователь получил более тихий и более простой в обслуживании двигатель с низким уровнем шума и уменьшенным количеством вредных выбросов. Объем выхлопных газов, выбрасываемых ММ4, составляет всего 10% от того, что выбрасывает эквивалентный 2-тактный бензиновый двигатель.
Bl motor makita что это
Отличие бесщёточного двигателя Makita от других производителей
Если вы хотя бы бегло просмотрите список особенностей, перечисленных на каждой странице продукта на сайте Makita, вы увидите, что компания гордится своими бесщеточными двигателями. Но чем бесщеточный двигатель Makita отличается от конкурентов?
Цель разработки бесколлекторного двигателя Makita
Когда Makita говорит о специально разработанных двигателях, это означает, что двигатель предназначен для инструмента, в котором он находится. Безусловно, чтобы просто запустить инструмент, не составит труда заказать китайский двигатель нужного размера и поставить его внутрь корпуса. Но если вам важно не только, чтобы инструмент работал, но и качество его работы, а также используемые детали и материалы, это меняет дело.
Небольшой пример. Возьмем ударный гайковерт Makita XDT12Z с очень компактной конструкцией рабочего узла. У сравниваемой субкомпактной Makita XDT15ZB рабочий узел длиннее, но более узкий. В обеих моделях используются идентичные батареи на 12 V и есть функция удара. Но цель разработки субкомпактной – уменьшение веса инструмента без потери мощности и сужение профиля для возможности работать в узких пространствах. Поэтому для нее был выбран более узкий и длинный бесщеточный двигатель.
Другие инструменты, наподобие перфоратора 18V X2 AWS XRH07, разработаны специально, чтобы конкурировать с проводными моделями и даже превосходить их. Благодаря 80-миллиметровому двигателю внутрироторного типа перфоратор с патроном SDS-Max сверлит в бетоне отверстия диаметром 40 мм быстрее, чем почти идентичные модели с питанием от сети.
Посмотрим внимательнее на конструкцию
Внутренний или внешний ротор
Makita использует 80-миллиметровый бесщеточный двигатель с внешним ротором в своих аккумуляторных цепных пилах и струнных косах серии 18V X2. Его конструкция компактнее, чем у двигателя с внутренним ротором, а вес меньше. Он позволяет повысить скорость сверления и увеличить крутящий момент в системах с прямым приводом.
Внутренний ротор, по сравнению с внешним, у которого есть несколько отрицательных сторон, позволяет маневрировать с длиной и диаметром двигателя. Бесколлекторный двигатель 80 мм внутрироторного типа вы найдете в высокопроизводительных инструментах Makita наподобие аккумуляторного перфоратора с патроном SDS-Max. Двигатели 54 мм с внутренним ротором установлены в инструментах премиальной линейки бренда. А устройства аналогичной конструкции 44 мм и 38 мм используются в компактных и субкомпактных моделях.
Обратите внимание на разницу длины и диаметра внешнероторного (слева) и внутрироторного (справа) бесщеточных двигателей Makita.
Короче говоря, у компании есть в запасе варианты, позволяющие получить нужную комбинацию размера, формы и производительности.
Магниты
Какая разница между дешевым и высококачественным инструментом? Makita демонстрирует нам пример использования магнитов в их 80-миллиметровом бесколлекторном двигателе с внутренним ротором. Здесь 8 магнитов вместо обычных 4.
Более того, они так точно рассчитаны по форме и месту размещения, что после приклейки эпоксидной смолой не сдвинутся с места в работающем двигателе. Чтобы убедиться в этом, все бесщеточные двигатели тестируют на скорости 30 000 об/мин.
Более, чем просто двигатель
На данный момент в линейке Makita LXT используется 5 различных двигателей BL. Но это еще не все. Все эти бесщеточные двигатели нуждаются в источнике питания – батарее Makita 18V LXT. Благодаря этой аккумуляторной платформе мы имеем 4 категории беспроводных электроинструментов. Субкомпактные могут служить заменой 12-вольтовым инструментам, а система 18V X2 закрывает потребность в 36-вольтовых. Дополняют линейку компактные модели и инструменты премиум-класса.
В каждом аккумуляторном инструменте между бесщеточным двигателем и батареей находится действительно специфическое устройство – контроллер. У каждой модели есть свой собственный электронный контроллер, который оптимизирует взаимодействие батареи и двигателя.
ООО «ЛАЙНТУЛС», ОГРН 1167746141529 107143, г Москва, проезд Иртышский 2-Й, дом 4б стр 5
BL® – ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ MAKITA
Надежность для длительной работы двигателя по технологии BL — motor. Использование бесщеточного двигателя постоянного тока позволяет сократить силу тока, что приводит к образованию тепла. Это позволяет существенно уменьшить нагрев поверхности корпуса даже во время интенсивного промышленного использования, которое предусматривает длительную работу. Применение в определенных моделях шуруповертах, дрелей, болгарках, фрезерных машинах Макита
Больше выполненной работы на одном полном заряде аккумулятора. Безщеточные двигатели Макита постоянного тока являются более эффективными и образуют больше энергии, что позволяет сделать больше работы на одном полном заряде аккумулятора. Долгий срок службы батарейного картриджа уменьшает расходы на обслуживание аккумуляторных инструментов.
Не требует технического обслуживания ввиду отсутствия щеток. Выше эффективность производства энергии по сравнению с щеточными двигателями постоянного тока благодаря отсутствию потерь из-за трения щеток, что позволяет уменьшить силу тока, степень нагрева и выполнить больший объем работы на одном полном заряде аккумулятора.
Bl motor makita что это
В настоящее время решающими критериями выбора инструмента являются его высокая мощность, надежность, производительность и экономичность. Чтобы обеспечить набор оптимальных характеристик, производители уделяют огромное внимание разработке новых технических решений. К числу современных разработок, широко используемых при производстве инструмента, стоит отнести технологию BL Motor (бесщеточный двигатель). Производителем первого инструмента с таким типом двигателя стала известная корпорация из Страны восходящего солнца Makita. Выпущен он был в уже далеком 2003 году, а в качестве заказчиков выступили предприятия аэрокосмической и военной промышленности. Уже через несколько лет технологию BL Motor стали использовать при производстве самой разнообразной техники, в частности, бензо- и электроинструмента.
Технология BL Motor в технике Makita: особенности и преимущества
У современного инструмента бесщеточный тип двигателя – одна из важнейших «фишек». По-русски, он носит название вентильного, а в ряде случаев его называют бесколлекторным. Перемещение обмотки бесщеточного двигателя осуществляется на статор, магнитов же – на ротор. Заменой коллекторно-щеточного узла, который отвечает за изменение параметров (коммутацию) обмоток, в таком моторе стала электроника. Датчики устанавливаются на ротор, отслеживая его положение. На основании полученных таким образом данных контроллером осуществляется подача напряжения на ту обмотку, которая нужна в конкретный момент времени. В результате этого поля изменяются, и происходит вращение.
Благодаря тому, что у бесщёточных двигателей нет щеточно-коллекторного узла, он не издает шума, не искрит, имеет достаточно высокий коэффициент полезного действия, а также не требует периодической замены и регулярного обслуживания. Помимо этого, он имеет немало других очевидных преимуществ.
- Длительность эксплуатации двигателя, произведенного с применением технологии BL Motor, ограничивается только продолжительностью службы используемых в механизме подшипников.
- Благодаря тому, что потери в результате контакта коллектора и щеток отсутствуют, существенно возрастает мощность двигателя и снижается потребление энергии, что приводит к росту КПД.
- Такой двигатель издаёт гораздо меньше шума, не сильно нагревается, а также не создаёт помех радиосигналу.
- Конструкция бесщёточного двигателя отличается компактностью и простотой.
- Он может функционировать в условиях высокой влажности, а также во взрывоопасной и агрессивной среде.
- Двигатель способен выдерживать высокую нагрузку по крутящему моменту.
- Регулировка его скорости вращения имеет достаточно широкий диапазон (если необходимо, то двигатель бесщёточного типа несложно «перестроить» в шаговый).
- Независимо от направления вращения, такой двигатель достаточно мощный.
- На одном заряде инструмент, имеющий бесщеточный двигатель, может функционировать в 1,4 раза дольше, нежели модели с щеточным мотором.
Однако бесщеточный мотор BL имеет и свои минусы:
- Он требует установки мощных магнитов, а также сложной электроники для управления, что достаточно дорого.
- Существенно увеличить ресурс BL двигателя невозможно без соответствующего увеличения ресурса других его электронных и механических деталей и узлов.
Именно из-за этих моментов в течение довольно длительного времени двигатели без щеток не столь часто использовались в электроинструменте. Сегодня инструмент, имеющий бесщеточный мотор BL, становится все более востребованным и уже не относится исключительно к классу «премиум».
Функционирование двигателя бесщеточного типа невозможно без электронной системы управления, которой необходим источник постоянного тока. Именно по этой причине почти все модели такого инструмента являются аккумуляторными. Однако среди них имеется и сетевой инструмент, использующий реактивный электрический двигатель, который имеет электронную систему управления и преобразователь переменного тока.
Сегодня ряд моделей импульсных винтовёртов, дрелей-шуруповёров ударного типа, а также некоторые другие виды инструментов корпорация Makita производит с применением технологии BL. Эта техника отличается надежностью и высоким уровнем производительности, что позволяет компаниям, использующим этот инструмент, повышать эффективность своего бизнеса.
Отличие бесщёточного двигателя Makita от других производителей
Если вы хотя бы бегло просмотрите список особенностей, перечисленных на каждой странице продукта на сайте Makita, вы увидите, что компания гордится своими бесщеточными двигателями. Но чем бесщеточный двигатель Makita отличается от конкурентов?
Цель разработки бесколлекторного двигателя Makita
Когда Makita говорит о специально разработанных двигателях, это означает, что двигатель предназначен для инструмента, в котором он находится. Безусловно, чтобы просто запустить инструмент, не составит труда заказать китайский двигатель нужного размера и поставить его внутрь корпуса. Но если вам важно не только, чтобы инструмент работал, но и качество его работы, а также используемые детали и материалы, это меняет дело.
Небольшой пример. Возьмем ударный гайковерт Makita XDT12Z с очень компактной конструкцией рабочего узла. У сравниваемой субкомпактной Makita XDT15ZB рабочий узел длиннее, но более узкий. В обеих моделях используются идентичные батареи на 12 V и есть функция удара. Но цель разработки субкомпактной – уменьшение веса инструмента без потери мощности и сужение профиля для возможности работать в узких пространствах. Поэтому для нее был выбран более узкий и длинный бесщеточный двигатель.
Другие инструменты, наподобие перфоратора 18V X2 AWS XRH07, разработаны специально, чтобы конкурировать с проводными моделями и даже превосходить их. Благодаря 80-миллиметровому двигателю внутрироторного типа перфоратор с патроном SDS-Max сверлит в бетоне отверстия диаметром 40 мм быстрее, чем почти идентичные модели с питанием от сети.
Посмотрим внимательнее на конструкцию
Внутренний или внешний ротор
Makita использует 80-миллиметровый бесщеточный двигатель с внешним ротором в своих аккумуляторных цепных пилах и струнных косах серии 18V X2. Его конструкция компактнее, чем у двигателя с внутренним ротором, а вес меньше. Он позволяет повысить скорость сверления и увеличить крутящий момент в системах с прямым приводом.
Внутренний ротор, по сравнению с внешним, у которого есть несколько отрицательных сторон, позволяет маневрировать с длиной и диаметром двигателя. Бесколлекторный двигатель 80 мм внутрироторного типа вы найдете в высокопроизводительных инструментах Makita наподобие аккумуляторного перфоратора с патроном SDS-Max. Двигатели 54 мм с внутренним ротором установлены в инструментах премиальной линейки бренда. А устройства аналогичной конструкции 44 мм и 38 мм используются в компактных и субкомпактных моделях.
Обратите внимание на разницу длины и диаметра внешнероторного (слева) и внутрироторного (справа) бесщеточных двигателей Makita.
Короче говоря, у компании есть в запасе варианты, позволяющие получить нужную комбинацию размера, формы и производительности.
Магниты
Какая разница между дешевым и высококачественным инструментом? Makita демонстрирует нам пример использования магнитов в их 80-миллиметровом бесколлекторном двигателе с внутренним ротором. Здесь 8 магнитов вместо обычных 4.
Более того, они так точно рассчитаны по форме и месту размещения, что после приклейки эпоксидной смолой не сдвинутся с места в работающем двигателе. Чтобы убедиться в этом, все бесщеточные двигатели тестируют на скорости 30 000 об/мин.
Более, чем просто двигатель
На данный момент в линейке Makita LXT используется 5 различных двигателей BL. Но это еще не все. Все эти бесщеточные двигатели нуждаются в источнике питания – батарее Makita 18V LXT. Благодаря этой аккумуляторной платформе мы имеем 4 категории беспроводных электроинструментов. Субкомпактные могут служить заменой 12-вольтовым инструментам, а система 18V X2 закрывает потребность в 36-вольтовых. Дополняют линейку компактные модели и инструменты премиум-класса.
В каждом аккумуляторном инструменте между бесщеточным двигателем и батареей находится действительно специфическое устройство – контроллер. У каждой модели есть свой собственный электронный контроллер, который оптимизирует взаимодействие батареи и двигателя.
ООО «ЛАЙНТУЛС», ОГРН 1167746141529 107143, г Москва, проезд Иртышский 2-Й, дом 4б стр 5
Обзор на Makita DTD153
Любительский
Содержание
В этом обзоре попробую сдержать эмоции и постараюсь описать ее как можно объективней. Ведь эта модель является моей фавориткой из всего арсенала инструмента для закручивания/откручивания различного крепежа. Именно благодаря ей я становлюсь «макитоводом». А также проведем испытания на шурупиках 10х220мм.
Зачем оно надо
На момент покупки в декабре 2019-го у меня уже был сетевой импакт Makita DT0101F. Эксплуатация которого выявила его главный для меня недостаток — нагрев на большом или длинном крепеже. А на лето был запланирован ремонт пола в деревянном доме.
В то время уже был ассортимент из нескольких моделей импактов разных производителей. Для себя я решил начать собирать платформу аккумуляторного инструмента 18В, так как у всех она тогда была самая богатая на представителей.
BL-motor
Достоинства бесщеточного двигателя описаны уже всеми и везде. При применении в импакте, на мой взгляд, главными преимуществами такого мотора станут меньший нагрев, отсутствие коллектора и щеток, более высокий КПД — немного экономящий заряд АКБ.
Контора
При выборе модели я ориентировался на опыт заокеанских буржуев из интернета. У них сильнее всех развито деревянно-каркасное домостроительство. Только из-за этого и взял Макиту (там эта модель идет под другой маркировкой). Позже выяснилось, что совсем не зря.
АКБ, зарядное устройство и тушки аккумуляторных инструментов сторонних производителей на Макиту стоят дешевле и выбор огромный.
Детали продаются все по отдельности, вплоть до «якоря» и подшипников для него. Да и сервисный центр недалеко, где можно взять или заказать оригинал.
Комплектация
Я покупал модель DTD153ZJ. Это жидовская Z (без АКБ и ЗУ), но с сисьтейнером Makpac II. Как оно выглядит — можно загуглить. Макпак стыкуется (только снизу) с метабовским Metaloc и аналогично с «коробкой» Festool, т. к. их все делает (по-моему) Tanos.
Эргономика
Откуда у японцев взялся слепок моей руки?! Развесовка, хват, переключатель реверса… Все лично для меня — идеально.
Наиболее важные ТХ
Число оборотов холостого хода — 3400 об/мин.
Максимальное число ударов — 3600 уд/мин.
Вот на что надо обращать внимание! Импакт — это не гайковерт! Шурупы создают «вязкую» нагрузку. Обратите внимание — у всех уважаемых производителей импакты имеют большее количество ударов с меньшей силой, по сравнению с гайковертами при равных проклятых Нм. Попробуйте-ка выкрутить лютый глухарь гаечным ключом?! Он стронется с места легче, чем «забукшая» гайка, но нервов и сил будет потрачено больше. Так что задачи у схожих по конструктиву ударных механизмов стоят немного разные.
Поэтому попытки некоторых уважаемых немецких фирм пропихнуть «и то — и то», терпят крушения с результатом «ни то — ни сё» на практике.
А теперь к «баранам», то бишь к Ньютон на метрам. Кто и как их замерял вообще непонятно. Создается впечатление, что в жиденьком талмуде к этой модели заявлен максимальный момент «не менее» 170 Нм, с графиком возможного небольшого роста при увеличении времени воздействия ударов более двух секунд ( на самом деле очень умно, почему — опишу в разделе «эксплуатация») .
В то же время многие другие производители пишут «до»… но ведь 2 юридически и математически тоже до 2000, например.
Эксплуатация
Рукой прочувствовать уровень затяжки невозможно. Можно ориентироваться лишь на соотношение уровня нажатия кнопки и скорости вращения оснастки с крепежом. Чем больше нажата кнопка и медленнее крутится крепеж — тем сильнее он затягивается. Проще говоря нужен некий навык, для приблизительного контроля уровня затяжки.
Если в процессе работы инструмента оснастка с крепежом остановилась, то после двух секунд дальнейшего воздействия резко увеличивается риск или поломки крепежа/оснастки, или прокручивания/срыва резьбы. Все зависит от прочности крепежа и материала. Именно поэтому лично я при выборе импакта обращал внимание на то, как быстро тормоз останавливает оснастку после отпускания кнопки — 2-3 лишних удара могут все испортить.
Вот почему, имхо, Макита заявляет в этой модели такие скромные — 170Нм. На самом деле из аппарата можно выжать гораздо больше.
При использовании любого импакта нужно учитывать, что любые переходники, держатели и удлинители для насадок гасят энергию ударов за счет люфтов и качества сплава, из которых они изготовлены. Также порой бывает невозможно закрутить 3 -4мм в диаметре длинный саморез с лысой (без резьбы) частью например в дуб или сучок, потому что эта самая лысая часть при ударах «пружинит», гася львиную часть энергии удара (в этих условиях с этой задачей может справиться даже средний по мощности «классический» шуруповерт). Поэтому в таких случаях приходится применять либо более толстые шурупы, либо засверливание.
(в видео головка была уже разбита, тест проводился на сантехническом шурупе 10х220мм без предварительного засверливания, шуруповерт провернул закрученный шуруп в древесине сорвав резьбу)
В работе DTD153 практически не нагревается, что на мой взгляд делает ее пригодной для продолжительной и тяжелой работы.
Достоинства и недостатки
Опишу касательно именно модели, а не импактов в целом.
+ по крутящему моменту может больше, чем заявлено;
+ малый нагрев (даже по сравнению с конкурентами);
+ отличный четкий тормоз;
+ отличная кнопка с плавной регулировкой оборотов;
+ эргономика, размеры, вес;
+ ремонтопригодность (надеюсь до этого не дойдет, но все же);
+ малое биение длинной оснастки.
— оригинальные АКБ и ЗУ ведут учет полных зарядок.
Можно указать еще отсутствие различных режимов, но есть другие модели с такой функцией у той же Макиты. Лично я уже привык не доверять подобным хайповым фичам, а рассчитывать только на себя.
Данная модель не прощает ошибок оператора. Если передержал «гашетку», то будет сорван/сломан крепеж/оснастка — получи и распишись. По-хорошему к DTD153 надо привыкать и учиться предчувствовать ее поведение в конкретной ситуации, выбирая положение кнопки, также надо привыкнуть к специфическому треску во время работы ударного механизма.
В умелых руках она полностью раскроет свой немалый потенциал, становясь одной из лучших в своем классе.
BL® – ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ MAKITA
Надежность для длительной работы двигателя по технологии BL — motor. Использование бесщеточного двигателя постоянного тока позволяет сократить силу тока, что приводит к образованию тепла. Это позволяет существенно уменьшить нагрев поверхности корпуса даже во время интенсивного промышленного использования, которое предусматривает длительную работу. Применение в определенных моделях шуруповертах, дрелей, болгарках, фрезерных машинах Макита
Больше выполненной работы на одном полном заряде аккумулятора. Безщеточные двигатели Макита постоянного тока являются более эффективными и образуют больше энергии, что позволяет сделать больше работы на одном полном заряде аккумулятора. Долгий срок службы батарейного картриджа уменьшает расходы на обслуживание аккумуляторных инструментов.
Не требует технического обслуживания ввиду отсутствия щеток. Выше эффективность производства энергии по сравнению с щеточными двигателями постоянного тока благодаря отсутствию потерь из-за трения щеток, что позволяет уменьшить силу тока, степень нагрева и выполнить больший объем работы на одном полном заряде аккумулятора.
Приводные двигатели инструментов Makita
Заботясь о производительности своих инструментов, компания Makita разрабатывает эффективные приводы с использованием и новых, и уже проверенных технологий. К числу последних относится и бесщеточный (иначе – бесколлекторный) двигатель постоянного тока, фигурирующий в рамках технологии Makita BL Motor. Его преимущества оказываются ключевыми в случае с аккумуляторным электрическим инструментом.
Makita BL Motor
Обретя свободу перемещения, оператор беспроводного инструмента обычно теряет в чем-то другом. Конструкция утяжеляется за счет наличия батареи или снижается мощность инструмента, или при больших нагрузках требуется слишком частая подзарядка. Бесщеточный двигатель постоянного тока Makita BL Motor позволяет более эффективно использовать энергию аккумулятора. Здесь все просто – нет щеток и коллектора, нет и с ними связанных потерь.
- Сам двигатель меньше по размеру и легче по весу, чем коллекторный.
- Для получения того же крутящего момента нужно меньшее количество тока.
- Энергия не тратится на нагревание коммутирующих деталей.
- Отсутствие искрящих элементов позволяет пользоваться инструментом при повышенной влажности.
- Высокий КПД двигателя дает возможность выполнить больше работы на одном заряде аккумулятора. Это способствует продлению срока эксплуатации самой батареи.
Makita использовала трехобмоточную систему управления бесщеточным двигателем, как оптимальную по многим параметрам. Электроника дает возможность запускать двигатель под нагрузкой, быстро разгонять его и регулировать скорость вращения.
Makita MXT
Технология MXT, также как и предыдущая, относится к электроприводу. Она построена на базе разработанного ранее трёхскоростного металлического редуктора и обеспечивает регулируемый крутящий момент большой силы. Двигатель ND31 – часть методики Metal eXtreme Technology и сконструирован именно для нее. За счет следующих особенностей конструкции увеличена мощность, обеспечены высокий крутящий момент и большая производительность двигателя:
- для статора использованы редкоземельные магниты, превосходящие по силе магнитного потока ферритные магниты;
- конфигурация крыльчатки обеспечивает эффективное охлаждение мотора;
- удлинен коллектор для более эффективной передачи мощности.
Передача крутящего момента обеспечивается полностью металлическим редуктором (технология Makita Xtra Torque), который оснащен биметаллическими шестернями с бронзовыми вставками. Удобно, что ротор легко заменяется, так как именно он более подвержен износу.
Особенности электродвигателей Makita коллекторного типа
Есть целый ряд объективных факторов в работе ротора, которые отрицательно влияют на эффективность и долговечность электроинструмента в целом:
- Неуравновешенность ротора из-за смещения оси инерции приводит к вибрации инструмента со всеми вытекающими неприятностями. Поэтому проводится балансировка – операция перераспределения масс. Баланс может нарушаться со временем за счет налипания пыли на балансировочных метках.
- Из-за люфта между подшипником и валом ротора нарушается равномерность вращения ротора.
- Перегрев двигателя приводит к снижению его эффективности и чрезмерному расходованию энергии. Процесс отрицательно сказывается на общем состоянии механизма.
- Пыль, попадающая на обмотку ротора, способна при большой скорости вращения истирать изоляционный слой.
Makita усовершенствовала конструкцию ротора, чтобы свести к минимуму потенциальные проблемы. Дрели и перфораторы, оснащенные коллекторными двигателями бренда, известны своей производительностью и надежностью.
MM4 – 4-х тактный двигатель с минимальными размерами
Мини 4-тактный двигатель, который компания разработала для своего силового оборудования, полностью изменил представление о бензиновом инструменте. Помимо получения впечатляющей экономии по сравнению с 2-хтактным двигателем (сокращение затрат топлива на 60%), пользователь получил более тихий и более простой в обслуживании двигатель с низким уровнем шума и уменьшенным количеством вредных выбросов. Объем выхлопных газов, выбрасываемых ММ4, составляет всего 10% от того, что выбрасывает эквивалентный 2-тактный бензиновый двигатель.