Как сделать заголовок в индизайне
Создание строки заголовка
Название таблицы и заголовки столбцов зачастую подвергаются форматированию, чтобы выделяться на фоне таблицы. Для форматирования можно выделять и изменять ячейки, содержащие информацию заголовков. Данная информация должна повторяться вверху каждой страницы, занимаемой данной таблицей. С помощью InDesign можно задавать заголовок и нижний колонтитул, которые будут повторяться, если таблица увеличится еще на один столбец или растянется на следующую страницу. Отформатируем первые две строки – название таблицы и заголовки столбцов – и присвоим им свойства строк заголовка, которые должны повторяться.
Совет. Когда вы редактируете текст в строке заголовка, он автоматически обновляется во всех строках заголовка на остальных страницах документа. Редактировать текст можно только в исходной строке заголовка. Остальные заголовки редактировать невозможно.
- Активируйте инструмент Type (Текст) Т и перемещайте указатель над левым краем первой строки, пока он не примет вид маленькой горизонтальной стрелки с правым острым концом.
- Щелкните, чтобы выделить всю первую строку, а затем, не отпуская клавишу мыши, перетащите выделение на вторую строку.
- Выполните команду Table –CellOptions –StrokesandFills (Таблица – Параметры ячейки – Обводка и заливка).
- В группе CellFill (Заливка ячейки) выберите образец желтого цвета с параметрами C=0,M=0,Y=100,K=0.
- Введите значение 50% в поле Tint (Оттенок) и щелкните по кнопке ОК.
- Не сбрасывая выделения с двух строк, выполните команду меню Table –ConvertRows –ToHeader (Таблица – Преобразовать строки – В головные). Чтобы увидеть повторение строк заголовка в действии, добавим строки в таблицу, и она переместится на вторую страницу.
- Щелкните по последней строке таблицы и выполните команду Table –Insert –Row (Таблица – Вставить – Строку).
- В диалоговом окне InsertRow(s)(Вставить строки) введите значение 25 в поле Number (Количество) и установите переключатель в положение Below (Под выделенными). Затем щелкните по кнопке ОК.
- Выполните команду меню Layout –NextPage(Макет – Следующая страница), чтобы увидеть строки заголовка, повторяющиеся на второй странице. Вернитесь на первую страницу документа.
- Выполните команду File –Save(Файл – Сохранить).
Совет. Вкладка Headers and Footers (Головные и концевые строки) в диалоговом окне Table Options (Параметры таблицы), вызываемая из меню Table – Table Options – Table Setup (Таблица – Параметры таблицы – Настройка таблицы), позволяет определить, будут ли заголовки и нижние колонтитулы повторяться на всех страницах документа.
Как сделать заголовок в индизайне
Рис. 5.16. Заголовки-шапки
Заголовок в спусковом пробеле дополняет заголовок-шапку. При использовании нескольких заголовков на одной странице он размещается, например, между шапкой и текстом, отделенный отступами. Если он применяется отдельно, то отбивается от верхней границы страницы пустым пространством – это и называется спусковым пробелом (рис. 5.17).
Рис. 5.17. Компоновка заголовка-шапки и заголовка в спусковом пробеле
Заголовок в разрез текста может быть начальным, рядовым и рядовым без нижней отбивки. Разница между этими тремя видами достаточно мала, и дополнительно разные заголовки подчеркиваются использованием шрифта разного кегля и начертания.
Начальный заголовок, используемый в разрез текста, выносится на новую страницу вместе с текстом нового раздела (рис. 5.18, справа). Рядовые заголовки не выносятся на новую страницу, а просто отбиваются от предыдущего текста пустыми строками (рис. 5.18, слева). При использовании рядового заголовка в разрез текста без нижней отбивки текст нового раздела следует непосредственно за текстом заголовка, без отбивок пустыми строками.
Рис. 5.18. Рядовой заголовок в разрез текста (слева) и начальный заголовок в разрез текста (справа)
Заголовок с абзацного отступа (рис. 5.19) оформляется как обычный абзац, без изменения кегля; если он оформляется в подбор тексту, то не используется даже отбивка между заголовком и следующим текстом. Выделяют такой заголовок обычно полужирным начертанием или написанием заглавными буквами.
Рис. 5.19. Заголовок с абзацного отступа с отбивкой от последующего текста (слева) и в подбор с текстом (справа)
Форточка – это заголовок, набранный отличным от основного текста шрифтом и помещенный в оборку текста, то есть обтекаемый текстом со всех сторон (рис. 5.20, слева). Такое оформление не позволяет четко показать начало нового раздела и усложняет процесс верстки, однако такие заголовки могут служить как бы «конспектом» основного текста и используются в учебной литературе.
Фонарик – это заголовок, вынесенный на наружное поле страницы (рис. 5.20, справа). Использование фонариков тоже усложняет процесс верстки и к тому же сужает поле набора, что очень неэкономично, поскольку часть страницы оказывается не занята текстом. С другой стороны, использование фонариков позволяет разместить на увеличенных полях дополнительную информацию – комментарии, ссылки, примечания к тексту. Областью использования фонариков является преимущественно научная и учебная литература.
Рис. 5.20. Заголовок-форточка (слева) и заголовок-фонарик (справа)
Форточки и фонарики – вещи взаимоисключающие (принципиально разное оформление полей страницы), и в одном издании никогда не используются оба типа заголовков.
Скрытый в тексте заголовок – это, по сути, просто выделение с функцией заголовка. Такие разделы не выносятся в оглавление, они создаются только для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте.
Используемый вид выделения зависит от общего дизайнерского решения издания, но одно требование непреложно: выделение должно быть видно при беглом взгляде на страницу (рис. 5.21), то есть, к примеру, выделение курсивом для этих целей непригодно. В разделе «Выделения в тексте» мы говорили об использовании полужирного начертания и выворотки для создания подобных эффектов.
Рис. 5.21. Скрытые в тексте заголовки с выделением полужирным начертанием (слева) и набором заглавными буквами (справа)
Немой заголовок – это заголовок без текста и названия. Однако он отличается от просто «неназванных» разделов. Немые заголовки – самая мелкая и «бесправная» форма деления текста, они даже не выносятся в оглавление.
Немые заголовки используются, чтобы разделить текст на небольшие фрагменты в тех случаях, когда введение новых разделов не имеет смысла. Это часто встречается в художественной литературе, когда в одной главе описываются события, происходящие одновременно или, наоборот, разделенные промежутком времени. В таком случае используются немые заголовки для обозначения перехода от одной линии повествования к другой. Немой заголовок может выглядеть как графический заголовок или как белая строка.
Графический заголовок – это, как правило, символы астерисков (звездочек) (рис. 5.22, слева) или графический элемент (росчерк, рисунок) (рис. 5.22, справа), оформленные как некрупный заголовок. Они не несут никакого содержания, кроме того, что показывают начало нового раздела. Часто графические заголовки используются при верстке стихотворений, если стихотворение не имеет названия (в оглавление в этом случае выносятся начальные слова первой строки).
Рис. 5.22. Графические заголовки в виде астерисков (слева) и росчерка (справа) в стихотворном тексте
Белая строка в оформлении выглядит как увеличенное расстояние между абзацами, равное одной или нескольким пустым строкам (рис. 5.23, слева). Не используется не только текст, но и графические средства выделения, – пустое пространство на странице.
Такое выделение невозможно, если новый фрагмент начинается на новой странице. В таком случае исчезающую белую строку заменяют знаками астерисков, как в графическом заголовке, росчерком, а чаще всего – короткой горизонтальной линией перед новым фрагментом текста (рис. 5.23, справа).
Рис. 5.24. Обычная (слева) и рисованая (справа) буквицы
Буквицы применяются преимущественно в оформительских целях, поэтому их чаще можно встретить в художественных изданиях или в изданиях для детей. Иногда буквицу сочетают с использованием линий, орнамента или же выполняют полностью рисованой (см. рис. 5.24, справа). В любом случае буквица (также называемая иногда инициалом) – признак издания, в котором применяются богатые средства оформления; обычно это богато иллюстрированные издания, и над оформлением буквиц, как и над иллюстрациями, работает художник.
По правилам типографики существует два основных варианта использования буквицы:
• буквица выступает за верхнюю границу строки, при этом нижнюю ее границу выравнивают по базовой линии строки (рис. 5.25, справа);
• буквица не выступает за верхнюю границу строки, в этом случае ее верхнюю границу выравнивают по верхней линии строки, а сама буквица «утапливается» в тексте, занимая несколько строк по высоте (рис. 5.25, слева).
Рис. 5.25. Утопленная в тексте буквица (слева) и буквица, выровненная по базовой линии строки (справа)
В обоих случаях в абзаце с буквицей не делается абзацный отступ (рис. 5.26, слева). Если первый абзац, в котором создана буквица, короткий и следующий начинается на уровне буквицы, то абзацный отступ в нем выполняется; этого можно не делать, если в верстке используются отступы между абзацами, которые позволяют отличить один абзац от другого. Грубая и, к сожалению, типичная ошибка – буквицы в каждом абзаце текста (рис. 5.26, справа) – чаще это можно встретить в газетной верстке. Следует помнить, что буквица может быть использована только после названия произведения, заголовка раздела (главы, части) или же после немого или графического заголовка.
Рис. 5.26. Типичные ошибки: абзацный отступ в начальном абзаце с буквицей (слева) и создание буквицы в каждом абзаце (справа)
Виньетка – это графический рисунок (а в последнее время, с развитием технологий печати и верстки, – и любая иллюстрация, даже фотография), помещаемый в конец раздела на свободное место страницы. Так мы заполняем конечный пробел, когда заголовок следующего раздела начинается с новой страницы (рис. 5.27).
Рис. 5.27. Виньетка (слева) и заголовок-шапка, построенный по сходному принципу (справа)
Для создания виньетки применяются разнообразные рисунки – от росчерков и орнаментов до фотографий или специально созданных художником иллюстраций. Важно помнить, что если для виньетки используется осмысленный рисунок, то он должен нести обобщающий и подытоживающий произведение смысл, он не может быть оторван от контекста, чтобы читатель догадывался – что же это значит.
Изменение оформления начальной строки применяется в сочетании с буквицей или просто в начале нового раздела (рис. 5.28). Для выделения текста используется смена начертания шрифта (иногда даже смена гарнитуры) или набор строки либо ее первых слов заглавными буквами.
Рис. 5.28. Изменение оформления начальной строки в сочетании с буквицей (слева) и без буквицы (справа)
Последнее часто применяется в сочетании с буквицей в англо-американской типографике, в первую очередь в газетной верстке. Для русской типографики такое оформление не характерно, однако и не нарушает никаких правил, поэтому остается на усмотрение дизайнера.
Изменение оформления начальной страницы раздела используется как в художественных целях, так и в практических: начальная страница выделяется в книге, и читателю легче ее найти. Чаще всего для этого сужается полоса набора – выверяется так, чтобы гармонировала с дизайном заголовка-шапки (рис. 5.29, слева). Дополнительно используются линии, орнаменты, росчерки.
Для оформления начальной страницы также могут быть задействованы графические элементы (часто тоже называемые шмуцтитулами, что вносит небольшую путаницу, поскольку, как вы уже знаете, шмуцтитул является одним из видов оформления заголовков). Обычно это орнаменты, абстрактные или осмысленные рисунки, которые соответствуют смыслу раздела или целого произведения (рис. 5.29, справа).
Рис. 5.29. Изменение оформления начальной страницы: сужение полосы набора (слева) и декоративный орнамент (справа)
Иногда дизайнер сталкивается с расширенным заголовком. Его оформление зависит от конкретного произведения, и введение таких заголовков находится в компетенции автора (в крайнем случае – редактора).
Так, в книге может встречаться заголовок с альтернативным названием. Такой заголовок состоит из двух частей, обычно соединенных союзом «или». Чаще это встречается в названиях произведений, но иногда и заголовки разделов бывают «двойными».
Для такого заголовка дизайнер может использовать различное оформление двух частей. Поскольку первая часть является основной и более важной, она может быть выделена более крупным кеглем или другим начертанием (или же вторая часть выделяется, например, меньшим кеглем). По сути, такое оформление только улучшает восприятие заголовка, графически подчеркивая его нестандартность (рис. 5.30).
Рис. 5.30. Оформление заголовка с альтернативным названием
Еще один интересный вариант оформления заголовков – абреже. Мы можем встретить случаи, когда, кроме названия или номера главы, автор также дает краткое ее содержание – либо перечислением подразумеваемых подзаголовков (рис. 5.31, справа), либо развернутым описанием тем раздела (рис. 5.31, слева).
Рис. 5.31. Оформление абреже
Абреже применяется как в научной литературе (с целью упростить поиск какого-либо фрагмента произведения), так и в художественной, особенно в произведениях, адресованных детской и подростковой аудитории (с целью заинтересовать, заинтриговать читателя).
И наконец, в художественных произведениях нам может встретиться текучий заголовок (рис. 5.32). В этом случае он не является отдельным предложением, а лишь несколькими словами предложения, относящегося к тексту.
Рис. 5.32. Оформление текучего заголовка
Текучий заголовок может быть последними словами фразы предыдущего раздела или первыми словами фразы нового раздела; иногда предложение тянется из одного раздела в другой и слова посредине текста служат заголовком. Такие заголовки не прерывают текст при чтении, повествование «течет» без остановки, откуда и пошло название.
Особенности оформления
Рис. 5.33. Оформление колонцифр в нижнем поле
Иногда, вместо того чтобы выносить колонцифру на поле, ее заверстывают в тексто вое поле как иллюстрацию, обтекая текстом. Обычно это является следствием экономии (текстовое поле было расширено, а поля уменьшены до предела) или желания дизайнера испробовать необычный вариант оформления. При такой верстке следует позаботиться о том, чтобы даже при беглом взгляде колонцифра хорошо отделялась от стоящего рядом текста – этого можно достигнуть отбивками колонцифры от текста и подбором гарнитуры, кегля и начертания, используемого в оформлении колонцифры (рис. 5.34).
Рис. 5.34. Оформление колонцифр в пределах текстового поля
Колонцифры никогда не ставятся:
• на начальных и конечных страницах книги (титульный лист, выходные данные, страницы с рекламными объявлениями и подобные им, не относящиеся непосредственно к произведению);
• последней странице оглавления, находящегося в конце книги;
• страницах с полосными иллюстрациями;
• начальных страницах разделов и произведений, если колонцифра расположена в верхнем поле страницы (там обычно есть отбивка от верхнего края или заголовки-шапки и т. д., и колонцифра выглядела бы оторванной от основной массы текста);
• концевых страницах разделов и произведений, если колонцифра расположена в нижнем поле страницы (обычно текст обрывается, немного не доходя до нижнего края текстового поля, и колонцифра выглядела бы оторванной от основной массы текста);
• вклейках (они выполняются на другой бумаге, иногда другими способами печати: например, полноцветные вклейки с красочными иллюстрациями в черно-белой книге).
Рис. 5.35. Оформление колонтитула
Колонтитул никогда не ставится:
• на начальных и конечных страницах книги (титульный лист, оглавление, выходные данные, страницы с рекламными объявлениями и подобные им, не относящиеся непосредственно к произведению);
• страницах с полосными иллюстрациями;
• начальных страницах разделов и произведений;
• вклейках (они выполняются на другой бумаге, иногда другими способами печати – например, полноцветные вклейки с красочными иллюстрациями в черно-белой книге).
Рис. 5.36. «Мертвый» колонтитул
Переменный, или прерывистый, колонтитул содержит информацию о текущем разделе (о каждом разделе и подразделе или только о главных) (рис. 5.37). Он позволяет читателю сориентироваться в книге и даже найти нужный раздел, не прибегая к оглавлению.
Рис. 5.37. Переменный колонтитул
Прерывистый колонтитул называется одноступенчатым, если содержит названия заголовков одного уровня. Двухступенчатым колонтитул будет, если на левые и правые полосы выносятся заголовки разделов разной важности (например, слева раздел, справа подраздел) (рис. 5.38).
Рис. 5.38. Двухступенчатый колонтитул
В справочниках, словарях и энциклопедиях используются скользящие колонтитулы, текст которых меняется на каждой странице. В таких колонтитулах указываются слова или названия статей, открывающих страницу, либо только начальные буквы слов и статей (рис. 5.39).
Рис. 5.39. Скользящий колонтитул
В некоторых изданиях, если произведение не имеет разделов или они очень велики по объему и посвящены разным темам, могут вводиться текстовые колонтитулы. В них предельно сжато охарактеризована тема, излагаемая на странице (рис. 5.40). Обычно написание текста поручают автору или редактору, но этим может заняться и дизайнер, если обладает достаточным пониманием материала книги и опытом подобной деятельности.
Рис. 5.40. Текстовый колонтитул
Во многих изданиях дизайнер сталкивается с необходимостью верстки сносок, примечаний и комментариев. Они могут быть расположены на той же странице (внизу, или реже – на расширенном наружном поле) либо вынесены в конец книги или данного произведения.
Существует широкий выбор способов обозначить слово, к которому относится примечание. Традиционно для сносок используют знак астериск (звездочку), 130 а если на странице встречается несколько сносок – ставят два знака для второго слова, три – для третьего и т. д.
Нетрудно догадаться, что нумерация десятого по счету примечания астерисками будет выглядеть абсурдно: полстроки занято знаками сноски, которые и сосчитать-то с первого раза не получится. Поэтому в случае большого количества комментариев используется их нумерация цифрами меньшего кегля, приподнятыми над базовой линией текста (в большинстве шрифтов астериски сами по себе нарисованы меньше и приподняты над текстом) (рис. 5.41).