Графические редакторы
Графические редакторы(ГР). Широкий класс программ, предназначенных для создания и обработки графических изображений. Различают три категории:
3-D редакторы (трехмерная графика).
В растровых редакторах графический объект представлен в виде комбинации точек (растров), которые имеют свою яркость и цвет. Такой подход эффективный, когда графическое изображение имеет много цветов и информация про цвет элементов намного важнее, чем информация про их форму. Это характерно для фотографических и полиграфических изображений. Применяют для обработки изображений, создания фотоэффектов и художественных композиций.
Векторные редакторы отличаются способом представления данных изображения. Объектом является не точка, а линия. Каждая линия рассматривается, как математическая кривая ІІІ порядка и представлена формулой. Такое представление компактнее, чем растровое, данные занимают меньше места, но построение объекта сопровождается пересчетом параметров кривой в координаты экранного изображения, и соответственно, требует более мощных вычислительных систем. Широко применяются в рекламе, оформлении обложек полиграфических изданий.
Редакторы трехмерной графики используют для создания объемных композиций. Имеют две особенности: разрешают руководить свойствами поверхности в зависимости от свойств освещения, а также разрешают создавать объемную анимацию.
ГР снабжены набором инструментов для инвертирования, зеркального отображения, ретуширования изображения, формирования текстовых сообщений, имитации различных манер живописи, изменения яркости и контрастности, создания иллюзии движения и др.
Разработаны ГР для построения двумерных (плоских) и трехмерных (объемных), статических и динамических объектов.
Растровая графика (РГ) получается в результате сканирования фотографий, иллюстраций, в результате съемки с помощью цифрового фотоаппарата или цифровой видеокамеры. Растровый рисунок можно создать с помощью растрового графического редактора.
Основным элементом РГ является точка (ее положение, яркость, цвет).
Р
астровое изображение формируется из множества отдельных точек (пикселей), расположенных на пересечении столбцов и строк. Слева показана буква, нарисованная с помощью растровой графики.
Термину «растровая графика» в английском языке соответствует термин «Bitmap — графика». В переводе это означает графику, основанную на карте (плане) расположения битов в ОЗУ. Приведенный рисунок подтверждает справедливость такого названия.
Качество точечного изображения характеризует разрешающая способность, которая измеряется в точках на дюйм (dots per inch — dpi). Полиграфическое качество печати требует разрешения порядка 250 dpi.
Фотоснимок размером 10 12 см будет содержать примерно 1000 1200 пикселей. Если для кодирования цвета каждого пикселя использовать 24 бита (это дает более 16 миллионов цветовых оттенков), то для хранения всей информации о такой фотографии потребуется более 27 Мбайт. Приведенное число говорит о том, что для запоминания растрового изображения требуется большой объем памяти. Большой объем файла является первым недостатком растровых рисунков.
Е
ще одним недостатком растровых рисунков является искажение изображения при изменении масштаба изображения. При увеличении появляются пиксели, а при уменьшении происходит искажение пропорций. При использовании растровой графики на линиях и кривых, имеющих наклон, просматриваются более или менее заметные «ступеньки».
Достоинства растрового способа представления информации заключаются в почти неограниченных возможностях изменения формы и цвета объекта.
Типичным представителем этого класса ГР является графический редактор Paint, входящий в состав операционной системы MS Windows.
Растровыми редакторами также являются Adobe Photoshop, Photostyler, Adobe Photo-Paint, Picture Publisher, Corel Photo-paint и др.
В векторной графике при изменении масштаба объекта пропорции точно выдерживаются благодаря запоминанию математической модели объекта, а не карты (таблицы, матрицы) расположения разноцветных пикселей.
Векторными графическими редакторами являются Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и Corel Draw и др.
В векторных ГР все линии определяются начальными точками и формулами, описывающими эти линии.
Основными элементами векторной графики (ВГ) являются линия и математическая формула, которые описывают эту линию.
При использовании растровой графики линия создается из множества последовательно расположенных точек, и чем длиннее линия, тем больший объем памяти она требует для своего хранения.
П
ри использовании векторной графики запоминается формула, поэтому независимо от длины все линии одинаковой формы занимают одинаковое место в памяти. С помощью дополнительных параметров задаются цвет, толщина линии и ее вид (сплошная, пунктирная, штрих-пунктирная и т. д.).
Изменение масштаба изображения не приводит к искажениям векторного изображения.
Векторы представляют собой математическое описание объектов. Чтобы компьютер нарисовал прямую линию, нужно указать координаты двух точек. Для изображения окружности достаточно указать координаты центра и радиус и т. д.
Наибольшее распространение в векторной графике получили кривые Безье — разновидность кривых третьего порядка.
Динамическое изображение создают с помощью редакторов 3D Studio MAX, Corel Draw, Flash и Animator Pro.
В пакете 3D Studio MAX используется следующая схема формирования динамического изображения: задается небольшое количество ключевых кадров (keyframes), а все остальные промежуточные кадры пакет строит автоматически посредством интерполяции (математическая операция восстановления, реконструкции недостающих данных).
Редактор 3D Studio MAX позволяет выполнять следующие преобразования изображаемых объектов: перемещение вдоль заданной траектории; вращение; деформацию (сжатие или растяжение); морфинг (плавная трансформация одного объекта в другой). Пакет позволяет использовать несколько источников света для освещения объектов и несколько камер для наблюдения за объектами с разных точек зрения. Поверхности объектов могут быть прорисованы (заполнены) различными фактурами, образцы которых хранятся в библиотеке.
П 
оскольку компьютерная прорисовка, или рендеринг (rendering), трехмерных поверхностей занимает достаточно много времени, объекты в большинстве программ первоначально создаются в виде «проволочных моделей». Такая модель представляет собой сетку (заготовку), набранную из многоугольников и принимающую форму каркаса (скелета) создаваемого объекта. Для создания сферы достаточно нарисовать окружность и задать вращение вокруг какого-либо диаметра. Аналогично стакан с гладкими стенками получится, если нарисовать его контур (прямоугольник) и построить поверхность путем вращения этого контура вокруг его центральной оси.
Чтобы сделать поверхность каркаса видимой, необходимо обтянуть его «кожей». Превращение каркасов, представляющих собой «проволочные сетки», в «телесные» трехмерные поверхности из различных материалов называется прорисовкой, тонированием, растушевкой или рендерингом. На предыдущем рисунке показан чайник после прорисовки каркаса.
Для достижения фотографической точности создаваемого изображения применяется расчет хода световых лучей от источников к объекту (ray-tracing). Можно даже учесть недостаточную прозрачность воздуха (среды), что приведет к более яркой и четкой окраске ближних предметов по сравнению с дальними (создает воздушную перспективу). Существуют средства, позволяющие добавить к изображению объекта разнообразные эффекты, такие, как туман или «смазывание», которое встречается при фотографировании быстро движущегося объекта.
Последовательно выбирая различные «точки зрения» на созданную картину, можно обозначить путь следования воображаемой виртуальной камеры. Отснятые с различных точек кадры выстраиваются в цепочку, и получается компьютерный видеоклип. С другой стороны, можно задать маршрут движения не только камеры, но и объекта. При этом не обязательно отмечать каждый кадр на маршруте, достаточно выбрать ключевые (опорные) кадры и предоставить возможность компьютеру самому достраивать недостающие кадры. Трехмерные объекты любой формы с помощью графических редакторов можно подвергать деформациям изгиба, кручения и сдвига.
Г
рафическая программа COSMOPOLITAN Virtual Makeover позволяет моделировать имидж (внешний вид) человека. Программа располагает базой, содержащей более 150 видов причесок.
Завершим данный раздел кратким рассмотрением растрового графического редактора MS Paint, который входит в состав стандартных программ операционной системы Windows. Редактор MS Paint позволяет получить первое представление о возможностях растровой графики. Графический редактор MS Paint является однооконным приложением, и его применяют для работы с точечными рисунками формата JPG, GIF или BMP.
Н
иже строки заголовка программы MS Paint располагается Главное меню программы. Как правило, слева от рабочего поля размещается панель инструментов, а снизу — палитра, позволяющая изменять цвет наносимых на рисунок элементов. В самом низу пользовательского интерфейса находится строка состояния.
MS Paint позволяет легко проводить прямые (9) и кривые (4) линии разной толщины, формировать изображения стандартных фигур: прямоугольников, квадратов, скругленных прямоугольников, эллипсов, кругов (см. фигуры 1, 2, 3, 5, 6), нестандартных многоугольников (7). Несложно залить контуры замкнутых фигур каким-то цветом (фигуры 1, 6). Распылитель позволяет создать нестандартное изображение (8). К рисунку можно добавить поясняющую надпись (10).
Все инструментальные средства MS Paint по функциональному назначению можно разделить на следующие группы: средства для вычерчивания прямоугольников, эллипсов, окружностей, прямых и гладких кривых линий; свободного рисования (кисть, карандаш, распылитель); стирания изображения (ластик); выделения замкнутых областей; масштабирования изображения; трансформации изображений (отразить, повернуть, растянуть, наклонить); ввода текста; копирования понравившегося цвета (пипетка); заливки замкнутой области одним цветом; изменения цвета используемой краски; обращения цветов (получение негативного изображения); преобразования цветного рисунка в черно-белый рисунок.
Обзор графических редакторов
Современные графические редакторы предоставляют большие возможности создания компьютерной графики и художественного оформления печатной продукции.
В этом разделе рассмотрены популярные графические пакеты, используемые для Web-дизайна и Print-дизайна, а также трехмерного моделирования (Adobe PhotoShop, Jasc Paint Shop Pro, Adobe Illustrator, CorelDraw, 3D Studio Max, GIMP).
Сначала дадим определения некоторым понятиям, часто употребляемым при работе с графическими редакторами.
Print-дизайн – дизайн в полиграфии.
Фильтр – программа, встроенная в графический редактор для выполнения некоторого преобразования изображения.
Плагины (Plug—ins) – подключаемые модули, дополнительные программы преобразования изображений, которые расширяют возможности графических редакторов.
PSD (PhotoShop Document) – файловый формат редактора Adobe PhotoShop.
ICC (International Color Consortium) – объединение, в которое вошли все ведущие фирмы, связанные с разработкой стандартов для систем управления цветом.
RGB – цветовая модель, в которой каждый цвет разбивается на три составляющие: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue).
CMYK – цветовая модель (чаще используется в полиграфии), в которой каждый цвет разбивается на четыре составляющие: голубой (Cyan), розовый (Magenta), желтый (Yellow) и черный (Black).
Канал – цветовая составляющая изображения, представляет собой черно-белое изображение, на котором каждому пикселю соответствуют 256 значений яркости. Например, модель RGB содержит каналы, определяющие яркость красного, синего и зеленого цветов. Кроме основных каналов могут быть дополнительные – маски, хранящие информацию о выделенных областях.
Альфа-канал (alpha—cannel) – служит для выделения областей изображения белым цветом и оттенками серого.
Маска – область выделения, представленная в виде полутонового изображения. Например, маска, показанная на следующем рисунке, может быть использована для выделения шерсти котенка, чтобы придать ей другой цвет.
Слой – часть изображения. Подобно прозрачной пленке, слои, содержащие рисованные объекты, накладываются друг на друга и вместе дают новое изображение.
Г
радиент (Gradient) – полутоновой переход между двумя или несколькими цветами. Используется для заливки.
Заливка – заполнение цветом или рисунком фигуры с замкнутым контуром.
Полигон (Polygon) – многоугольник (скелет, схема будущего объемного изображения).
Библиотека форм – набор объектов разнообразной формы.
Рендеринг (Rendering) – процесс прорисовки изображения, состоящего из многоугольников.
Ролловер (Rollover) – элемент Web-страницы, меняющий свой вид при наведении на него курсора мыши.
Пакетная обработка изображений предполагает, что подлежащие обработке графические файлы группируются в пакеты и обрабатываются совместно.
Из множества возможностей, предоставляемых редакторами, некоторые являются общими. Это — поддержка основных графических форматов, работа с текстом, слоями, каналами, масками, наличие фильтров, дополняемых с помощью плагинов.
Рассмотрим особенности каждого редактора.
Adobe PhotoShop – мощный графический пакет, подходящий для создания Web-страниц и высококачественных изображений для печати. PhotoShop включает программу ImageReady для оптимизации графики Web-страниц и создания анимации. Редактор может комбинировать векторные и растровые элементы. Инструментами создания и редактирования векторной графики являются: прямоугольная рамка, прямоугольник со скругленными краями, эллипс, полигон, линия, произвольный контур.
Векторные объекты используют часто как основу сложных контуров будущего изображения, которые получают, редактируя узлы исходных объектов. Библиотека форм пользователя предлагает дополнительный набор объектов разнообразной формы.
PhotoShop служит не только для рисования, но и для преобразования изображений с помощью фильтров и плагинов. Расширенное управление цветом обеспечивает предварительный просмотр RGB-изображений в режиме CMYK, поддержку стандартов ICC, Apple Color Sync; новое управление обеспечивает Color Adobe Color Engine (ACE) – мгновенное переключение между цветовыми режимами.
Н
ужные наборы кистей, фигур и градиентов можно задать перед работой в окне Preset Manager (Менеджер предустановок). Программа поддерживает PDF формат.
PDF – файловый формат, позволяющий сохранить, открыть и просмотреть любой документ без применения специальных приложений.
Adobe PhotoShop 7.0. – новая версия популярного графического редактора включает обновленное приложение ImageReady 7.0. Редактор PhotoShop 7.0. совместим с другими приложениями Adobe: Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Adobe AlterCast, Adobe GoLive, Adobe LiveMotion, Adobe Premiere, Adobe After Effects, Adobe Acrobat и др.
Редактор может создавать ролловеры, анимацию и карты изображений для Web-страниц. Дополнительные шаблоны Web-галерей для онлайновых выставок защищают изображения от пиратского копирования включением водяных знаков.
В PhotoShop 7.0 появились новая команда Auto Color (Автоцвет), которая надежно корректирует цвета. Команда Liquefy (Искажение) позволяет сужать, расширять, скручивать, сдвигать области изображения, на которые указывает кисть. Произведенные с помощь этой команды преобразования можно применить сразу к нескольким файлам. Сделать это позволяет пакетная обработка файлов.
Новый инструмент Painting Engine (Имитатор живописи) имитирует различные техники традиционной живописи. Healing Brush (Залечивающая кисть) эффективно удаляет дефекты изображения (пыль, царапины, пятна, морщины) без изменения теней, освещения и текстур. Pattern Maker (Генератор шаблонов) позволяет создавать реалистичные или абстрактные образцы текстур из частей изображения.
Доступ к файлам PhotoShop (PDF) можно ограничить с помощью пароля. Adobe PhotoShop 7.0. поддерживает файлы с расширением XMP (Extensible Metadata Platform – Расширяемая платформа метаинформации) – новый стандарт для записи метаинформации; и формат WBMP, используемый для отображения графики в средствах мобильной связи.
Adobe Illustrator – популярный графический пакет для дизайнеров, художников, профессионалов деловой графики. Позволяет создавать профессиональные иллюстрации для печати, презентаций, Web-страниц, совместим с редакторами PhotoShop, другими продуктами Adobe, PageMaker, а также совместим с программами MS Office. Файлы Adobe Illustrator можно экспортировать в Adobe PhotoShop или Adobe ImageReady; Adobe Illustrator поддерживает все основные файловые форматы. Может работать с изображениями, созданными в PhotoShop, Microsoft Office, AutoCAD, CorelDraw, и Macromedia FreeHand. Существует возможность сохранять файлы в таких популярных форматах, как EPS, PDF, PSD, TIF, GIF, JPEG, EMF/WMF, BMP, CGM, ASCII, и RTF.
Adobe Illustrator 10 CE – последняя версия рассмотренной выше программы.
Paint Shop Pro 7.04 – это графический редактор фирмы Jasc, достойный конкурент Adobe PhotoShop, который работает как с векторными, так и с растровыми изображениями. При работе с изображениями можно использовать фильтры PhotoShop. Есть несколько уникальных для Paint Shop Pro эффектов. К ним можно отнести некоторые из эффектов текстуризации и геометрических преобразований (эффект «завернутого уголка» показан на рисунке), а также эффекты освещения.
При печати имеется опция расположения на одном листе нескольких документов (для экономии бумаги).
Paint Shop Pro поддерживает около пятидесяти векторных и растровых файловых форматов, в том числе и файловый формат PhotoShop (PSD). Можно преобразовывать некоторые векторные форматы для последующей растровой обработки. Возможность работы с векторными слоями при рисовании , а также функция создания многоцветных градиентов являются особенностями редактора Paint Shop Pro. В пакет также входит программа Animation Shop, создающая анимацию для Web-сайтов, презентаций и публикаций мультимедиа. Paint Shop Pro поддерживает свыше ста двадцати цифровых камер.

CorelDraw – широко известный мощный графический пакет для создания векторной графики.
В состав графического пакета Corel Graphics Suite 11 (CGS) входят три основных редактора — CorelDraw (векторный), Photo Paint (растровый) и R.A.V.E. (для анимации). Наибольшей известностью пользуется CorelDraw.
Из основных возможностей, появившихся в новой версии программы, выделяются следующее.
Значительно упростилось рисование точных геометрических фигур (прямоугольник, эллипс), повернутых на какой-то угол. В CorelDraw указываются не абсолютные размеры объектов, а проекции сторон по осям Х и Y, потому создание повернутых фигур было весьма затруднительно. Теперь появились «3 point» (трёхточечные) инструменты для рисования прямоугольников, многоугольников, эллипсов и кривых. При этом сначала задается ось объекта (которая может иметь произвольное положение), а затем указывается его ширина.
Еще один инструмент – Polyline (Полилиния), позволяет создавать фигуры и в свободной манере, то есть рисовать их как кисточкой, и строить по точкам.
Кисти Roughen (Грубая) и Smudge (Пятно) позволяют производить искажения похожие на результат работы команды Liquefy (Искажение) в Adobe PhotoShop, они воздействуют не глобально на весь объект, а только в указанных областях.
Дальнейшее развитие получил заложенный в редактор механизм привязки объекта к опорным точкам, работа с текстом стала удобнее.
Всеми программами пакета поддерживается новый формат передачи изображений по Сети JPEG 2000, утвержденный международными стандартизирующими организациями. Его достоинством является хорошее соотношение «качество/объем», что особенно заметно на больших изображениях.
Новая версия редактора содержит все графические эффекты, ранее входившие в состав Photo Paint.
3D Studio Max – один из наиболее широко распространенных профессиональных пакетов для разработки трехмерных изображений. Возможности данной программы почти безграничны. 3D Studio Max моделирует трехмерные объекты от простейших (сферы, цилиндра и прямоугольного параллелепипеда) до сложных по форме (деревья, тела животных, лица людей).
Так как компьютерная прорисовка трехмерных поверхностей занимает достаточно много времени, объекты первоначально создаются в виде «проволочного моделей». Такая модель представляет собой сетку, набранную из многоугольников и принимающую форму каркаса (скелета), создаваемого объекта.
Чтобы сделать поверхность каркаса видимой, необходимо обтянуть его «кожей», наложить текстуру.
Редактор 3D Studio Max предоставляет возможность показа изменений не только пространственного положения объекта, но и его формы, размеров, цвета, характеристик материалов.
Основными областями использования 3D Studio Max являются: архитектурное проектирование и конструирование интерьеров, подготовка рекламных и научно-популярных роликов на телевидении, компьютерная мультипликация и съемки игровых фильмов, разработка компьютерных игр, подготовка иллюстраций для книг и журналов, художественная и компьютерная графика, Web-дизайн.
В 3D Studio Max 5.0. реализовано немало новых полезных функций. Значительно улучшена реалистичность рендеринга благодаря более точной работе освещения, средствам работы с физическими свойствами твердых тел, новым возможностям при наложении текстур. Много изменений и в создании анимации: добавлен редактор кривых, возможность слияния для анимации отдельных сегментов. 3D Studio Max 5 полностью совместим с программой DirectX 9, что немаловажно для создателей компьютерных игр. Кроме того, разработчики повысили производительность программы и скорость обработки трехмерной графики.
G
IMP 1.1. * (GNU Image Manipulation Program – GNU — Программа манипуляции изображениями) – аналог редактора Adobe PhotoShop, созданный для операционной системы Linux. Кроме Linux GIMP поддерживается операционными системами FreeBSD-2.1, HP-UX, SunOS, Solaris, SGI, Windows.
GIMP поддерживает практически все графические форматы: GIF, JPEG, PNG, TIFF, BMP, PS, PCX, XPM, TGA и другие. Редактор обладает полным набором инструментов для обработки растровой графики. Он может работать и с векторной графикой.
GIMP используется для создания анимации — GIF, AVI. Содержит средства для разложения на кадры видеоизображения в форматах MPEG1, XANIM. Поддерживает скрипты и расширения, благодаря которым можно добавлять в программу новые функции. Улучшенное управление памятью ограничивает размер изображения. Выполнение операций «Отмена» (Undo) и «Повтор» (Redo) ограничивается лишь объемом жесткого диска. Имеются многочисленные инструменты выделения областей: выделение прямоугольной, произвольной, эллиптической и других областей
Программа GIMP обладает множеством графических фильтров, пополняемых с помощью плагинов. GIMP – программа, распространяемая бесплатно.
Назовите три категории программ, предназначенных для создания и обработки графических изображений. Кратко их охарактеризуйте.
Чем характеризуется качество точечного изображения? Что такое dpi?
Основные достоинства и недостатки графических растровых и векторных редакторов?
Перечислите, какие вы знаете растровые графические редакторы? Векторные?
Какие файловые форматы графических редакторов вы знаете?
Что такое фильтры, плагины, маска, слой, градиент, заливка, полигон, рендеринг, ролловер, пакетная обработка изображений?
Охарактеризуйте рабочее окно Paint?
Как можно задать размеры рабочей области в графическом редакторе Paint?
Назовите и охарактеризуйте основные чертежно-графические инструменты графического редактора Paint.
Объясните, как строится гладкая кривая линия в графическом редакторе Paint?
Графический редактор Paint
Графический редактор Paint входит в состав стандартных программ операционной системы Windows. По своим возможностям он значительно уступает профессиональным графическим редакторам, однако располагает необходимым минимумом средств для освоения приемов работы с графической информацией.
Назначение редактора. Программа Paint представляет собой простейший редактор растровой графики, позволяющий создавать черно-белые и цветные рисунки, сохранять их в файлах. Рисунки можно выводить на печать, вставлять в другие документы, использовать в качестве фона Рабочего стола. Редактор Paint можно использовать для просмотра и правки снятых с помощью сканера и фотокамеры фотографий. Paint может использоваться для работы с точечными рисунками формата JPG, GIF, TIFF, PNG и BMP.
Запуск и окно программы. Графический редактор запускается командой Пуск, Программы, Стандартные, Paint.
После запуска на экране открывается рабочее окно программы, имеющее стандартный интерфейс Windows-приложения (рис. 8.1).
Значение команд на ленте программы в следующем.
Файл. Содержит команды создания, открытия, сохранения, закрытия, печати документа и др.
Главная. Команды работы с выделенным фрагментом файла и др.
Вид. Команды установки панелей инструментов, палитры, масштаба.
Рисунок. Команды трансформации рисунка, задания его размеров, установка прозрачности фона.
Палитра. Позволяет изменить палитру цветов.
Основную часть окна составляет рабочая область. Рисунок может занимать часть рабочей области окна или всю, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае но краям рабочей области появляются полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка).
Слева от рабочей области панель инструментов содержит кнопки инструментов рисования. При выборе инструмента в нижней части панели может появиться окно дополнительной настройки его свойств. При медленном перемещении указателя мыши вдоль панели инструментов успевает появиться этикетка с названием кнопки панели.
Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании. Если необходимый цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из цветов палитры.
Сохранение рисунка. Как и в других приложениях Windows, сохранение выполняют командой Paint, Сохранить или Paint, Сохранить как. Paint сохраняет рисунки в формате BMP. Файлы этого формата отличаются боль-

Рис. 8.1. Окно редактора Paint 2007
шими размерами, но зато с ними работают все приложения Windows. Для веб-страниц Paint позволяет сохранять изображения в форматах GIF, JPG, TIFF и PNG, дающих меньшие размеры файлов.
Чертежно-графические инструменты. Рисунок создается с помощью различных инструментов. Для выбранного щелчком мыши инструмента следует указать цвет в палитре и при необходимости настроить свойства. Различают основной и фоновый цвета. Основной цвет используется при работе с инструментами, фоновый – в качестве цвета холста-подложки. Все инструменты редактора, кроме Ластика, выполняют рисование основным цветом.
Ластик стирает изображение, заменяя его фоновым цветом (выбирается щелчком правой кнопки мыши в палитре красок).
Линия предназначена для вычерчивания прямых при протягивании мыши. Толщину линии задают в настройке. Чтобы линия получилась строго вертикальной, горизонтальной или наклонной под углом 45°, при вычерчивании следует держать нажатой клавишу Shift.
Карандаш предназначен для рисования произвольных линий. Толщину задают в настройке.
Кривая служит для построения гладких кривых линий. Толщину выбирают в настройке. Построение производится в три приема: проводят прямую линию, затем щелчком и протягиванием в стороне от линии задают первый и второй радиусы кривизны.
Кисть используется для свободного рисования произвольных кривых, а также для рисования методом набивки. Сначала выбирают форму кисти в палитре настройки, а потом щелчками левой кнопки мыши наносят оттиски на рисунок.
Распылитель применяют для свободного рисования и рисования методом набивки. Форму пятна выбирают в настройке.
Прямоугольник необходим для рисования прямоугольных фигур протягиванием мыши. Если держать нажатой клавишу Shift, строится квадрат. Можно выбрать метод заполнения прямоугольника: без заполнения, заполнение основным и фоновым цветом.
Скругленный прямоугольник аналогичен прямоугольнику, но со скругленными углами.
Многоугольник предназначен для рисования произвольных многоугольников, создаваемых серией щелчков с протягиванием. Замкнутая фигура может автоматически заливаться краской в соответствии с вариантом заполнения, выбранным в настройке.
Эллипс позволяет изображать эллипсы и окружности (с нажатой клавишей Shift).
Инструмент Выделение формирует прямоугольную выделенную область, а Выделение произвольной области – произвольную. С выделенной областью можно поступать так, как во всех приложениях Windows: ее можно удалить, копировать и вырезать в буфер обмена, вставить из буфера обмена. Для размножения повторяющихся фрагментов применяют копирование и вставку выделенной области. Два режима вставки: с сохранением фоновой графики или без нее (точки фонового цвета во вставляемой области игнорируются). Переключение режима выполняют в настройке.
Операции с цветом. Для работы с цветом предназначены инструменты Заливка и Выбор цветов, используется палитра цветов.
Заливка служит для заполнения замкнутых контуров основным или фоновым цветом. Заливка основным цветом выполняется щелчком левой кнопки мыши, а заливка фоновым цветом – щелчком правой кнопки. Если контур не замкнут, инструмент работает неправильно; в этом случае следует выполнить команду Правка, Отменить.
Выбор цветов позволяет выбрать основной или дополнительный цвет не из палитры красок, а непосредственно из рисунка. Это важно, когда требуется обеспечить тождественность цвета в разных областях изображения. После выбора инструмента указатель наводят на участок рисунка с нужным цветом и щелкают кнопкой мыши. Щелчок левой кнопкой устанавливает текущий цвет основным, а правой – фоновым.
Палитра цветов содержит небольшой набор разных цветов для выбора, а также особое окно слева с двумя наложенными квадратами. Верхний квадрат соответствует цвету переднего плана, нижний квадрат определяет фоновый цвет. Программа Paint позволяет в большинстве операций использовать по своему выбору как цвет переднего плана, так и фоновый цвет. Если операция выполняется с помощью левой кнопки мыши, применяется цвет переднего плана. При использовании правой кнопки применяется фоновый цвет. Это относится к операциям свободного рисования, создания прямых и кривых линий и заливки. Инст румент Ластик всегда заполняет очищаемую область фоновым цветом. Стандартные геометрические фигуры также заполняются фоновым цветом. Чтобы выбрать цвет в качестве цвета переднего плана, следует щелкнуть на нем в палитре левой кнопкой мыши. Правый щелчок выбирает данный цвет в качестве фонового.
Если необходимый цвет в палитре отсутствует, следует дважды щелкнуть на любом цвете палитры или дать команду Палитра, Изменить палитру. Диалоговое окно Изменение палитры позволяет формировать произвольный цвет.
В диалоговом окне команды Рисунок, Атрибуты можно назначить один цвет (например, белый) для использования в качестве "прозрачного". Прозрачность цвета означает, что если данный рисунок будет отображаться поверх другого рисунка (фонового), то нижний рисунок будет виден сквозь верхний в тех точках, которые имеют цвет, назначенный "прозрачным". Свойство прозрачности сохраняется в файле рисунка только в тех случаях, когда при сохранении выбран графический формат .GIF. Рисунки с прозрачным фоном широко используют для создания веб-страниц и в электронных изданиях.
Масштаб рисунка. Для задания размера рисунка служит команда Вид, Масштаб. По этой команде открывается диалоговое окно, в котором можно выбрать размеры рисунка, установить единицы измерения (пикселы для подготовки экранных изображений, дюймы или сантиметры – для печатных документов) и выбрать палитру (черно-белую или цветную). Для изменения масштаба применяют команду Вид, Масштаб и инструмент Масштаб.
Работа с текстом. Для ввода текста в рисунок используется инструмент Текст. Щелчком мыши на рисунке открывается поле ввода текста. Размер поля ввода изменяют перетаскиванием маркеров области ввода – небольших прямоугольных узлов, расположенных по сторонам и углам области ввода. Задание формы шрифта, его начертания и размера устанавливают с помощью панели атрибутов текста по команде Текст, Инструменты ввода текста. Следует избегать применения мелкого текста.
Трансформация изображений – автоматическое изменение формы, расположения и размеров графических объектов. Команда Главная, Отразить/повернуть вызывает диалоговое окно, содержащее элементы управления для симметричного отображения рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси симметрии, а также для поворота на фиксированный угол, кратный 90°. Команда Главная, Растянуть/наклонить вызывает диалоговое окно, чтобы растянуть рисунок по горизонтали и вертикали, наклонить относительно горизонтальной или вертикальной оси. Параметры растяжения задают в процентах, а параметры наклона – в угловых градусах.
Команда Главная, Обратить цвета действует как переключатель. Цвет каждой точки изображения меняется на цвет, дополняющий его до белого.
Работа с объектами. Для копирования фрагмента рисунка фрагмент следует выделить, используя инструменты Выделение и Выделение произвольной области. После этого можно копировать или переместить объект перетаскиванием. Если при перетаскивании удерживать нажатой клавишу Ctrl, происходит копирование объекта. При нажатой клавише Shift перетаскиваемый фрагмент оставляет за собой "след", что позволяет создавать орнаменты, бордюры и другие эффекты.
В окне под панелью инструментов можно выбрать режим совмещения объектов. Он определяет поведение фонового цвета объекта. В одном случае фоновый цвет сохраняется, а в другом – рассматривается как "прозрачный". При конструировании рисунка из нескольких объектов предпочтительнее второй вариант.
Чтобы создать законченный рисунок методом монтажа, удобно открыть сразу два окна программы Paint. В одном окне создается итоговый рисунок, а другое используют для подготовки объектов, накладываемых друг на друга. Нарисовав нужный объект в одном окне и выделив его, применяют команду Правка, Копировать. В другом окне выполняют команду Правка, Вставить. При вставке в другой рисунок объект остается выделенным и его можно перетащить в требуемое место.
Графический редактор Paint
Графический редактор Paint предназначен для работы с растровыми изображениями. Он позволяет создавать, изменять и просматривать точечные рисунки, а также просматривать и изменять фотографии, снятые сканером. Рисунок, созданный в Paint, можно вставить в другой документ или использовать как фоновый рисунок рабочего стола.
Редактор Paint запускают командой Пуск —» Программы —» Стандартные —> Графический редактор Paint.
Окно программы Paint (рис. 9.1) содержит следующие стандартные элементы окна Windows: строку заголовка, строку меню,

Рис. 9.1. Окно редактора Paint
строку состояния. Основную часть окна составляет рабочая область. Рисунок может занимать как часть, так и всю рабочую области, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае по краям рабочей области появятся полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка).
Слева от рабочей области располагается набор инструментов. Он содержит кнопки (инструменты), предназначенные для создания рисунков разных типов. Нужный инструмент выбирают щелчком на соответствующей кнопке. При этом в нижней части панели может появиться окно для дополнительной настройки его свойств.
Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании. Если нужный цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из цветов палитры.
Рассмотрим более подробно способы создания различных типов изображений и соответствующие им группы инструментов.
Инструменты свободного рисования позволяют рисовать произвольные фигуры. Рисование с помощью этих инструментов осуществляют путем протягивания мыши, при движении указателя мыши за ним остается след.
- 1. Карандаш — позволяет провести линию толщиной в один пиксель.
- 2. Чтобы линия была строго горизонтальной или вертикальной, во время рисования надо удерживать клавишу Shift. Этот прием действует и во многих других программах.
- 3. Кисть позволяет провести более широкую линию. Вид этой линии определяется формой кисти, которую выбирают в окне под панелью инструментов.
- 4. Многие графические редакторы имеют специальный инструмент — Набивку. В редакторе Paint такого инструмента нет, но мы можем работать с кистью методом набивки. В этом случае инструмент не протягивают, а устанавливают в нужное место, после чего выполняют щелчок.
- 5. Ластик служит для стирания изображения. Размер ластика выбирают в окне под панелью инструментов.
- 6. Распылитель создает «размытое» пятно в соответствии с настройками в окне под панелью инструментов. Использовать распылитель удобно тогда, когда точная форма изображения необязательна — при рисовании облаков, клубов дыма и крон деревьев. Иногда с распылителем, как и с кистью, работают методом набивки.
Инструменты рисования линии
- 1. Инструмент Линия используют для проведения прямых линий. Толщину линии задают в окне под панелью инструментов.
- 2. Прямую линию рисуют методом протягивания. Нажатие клавиши Shift позволяет провести линию строго горизонтально, вертикально или под углом в 45 градусов.
- 3. Для рисования кривых служит инструмент Кривая. Рисунок выполняют в три приема. Сначала проводят отрезок прямой, концы которого совпадают с концами отрезка будущей кривой. Затем этот отрезок дважды изгибают. Каждый изгиб выполняют щелчком мыши в стороне от отрезка и протягиванием указателя.
Создание стандартных фигур
Ряд инструментов редактора Paint позволяет рисовать стандартные геометрические фигуры. Рисование выполняют протягиванием мыши. При выборе инструмента окно под панелью позволяет задать один из трех способов заполнения фигуры:
- • только контур фигуры;
- • контур фигуры рисуется основным цветом, а заполнение производится дополнительным цветом;
- • контур и внутренняя область фигуры заполняются одним дополнительным цветом.
Основной цвет выбирают щелчком левой кнопки на палитре цветов, а дополнительный цвет — щелчком правой кнопки.
Инструмент Эллипс позволяет рисовать овалы или окружности.
Инструмент Прямоугольник служит для создания прямоугольников.
Инструмент Скругленный прямоугольник служит для создания прямоугольников со скругленными углами.
Инструмент Многоугольник позволяет нарисовать произвольный многоугольник. Его стороны рисуют последовательно методом протягивания. Контур замыкают протягиванием указателя к начальной точке.
Изображение правильной фигуры (круга, квадрата) осуществляется при удерживании клавиши Shift.
- 1. Инструмент Заливка служит для закрашивания одноцветных областей другим цветом. Чтобы закрасить область, достаточно щелкнуть внутри нее. Все граничащие друг с другом точки одного цвета изменят цвет на новый.
- 2. Чтобы обеспечить правильную работу инструмента Заливка, закрашиваемая область должна иметь сплошной контур.
Если в границе имеется разрыв, то краска через него «вытечет» и закрасит прочие части рисунка. В этом случае следует немедленно отменить операцию комбинаций клавиш Ctrl+Z.
Редактор Paint позволяет создавать рисунки, содержащие надписи. Такие надписи становятся частью рисунка, и их впоследствии нельзя редактировать иначе как очисткой и повторным вводом.
Для создания надписи используют инструмент Надпись:
- 1. Создать рамку, внутри которой будет размешен текст надписи. Эта рамка всегда имеет прямоугольную форму и создается методом протягивания. На первом этапе размер рамки не важен — его можно изменить путем перетаскивания маркеров изменения размера.
- 2. Текстовая рамка — особый объект. Создав рамку, щелкните внутри нее — появится текстовый курсор и откроется дополнительная панель — Панель атрибутов текста, позволяющая выбрать гарнитуру, размер и начертание используемого шрифта. На этом этапе достаточно просто ввести и отредактировать текст. Это можно сделать любым шрифтом.
- 3. Закончив ввод, проверку и правку текста, можно приступить к его форматированию. Можно назначить нужную гарнитуру, размер и начертание шрифта. В случае необходимости текстовую рамку можно растянуть, сжать или переместить.
Изменение масштаба просмотра
При работе с большим рисунком некоторые детали могут выглядеть так мелко, что их трудно прорисовать. Чтобы было удобнее редактировать изображение, можно изменить его масштаб.
Первый способ. Пункт меню Вид —» Масштаб —» Крупный — увеличивает масштаб изображения в четыре раза.
Пункт меню Вид —» Масштаб —> Выбрать — открывает диалоговое окно, позволяющее выбрать масштаб. Максимальное увеличение изображения — в восемь раз.
Пункт меню Вид —» Масштаб —» Окно масштаба — 100 % позволяет показать часть изображения в небольшом окне в обычном масштабе для быстрой оценки внесенных изменений.
Второй способ изменения масштаба состоит в использовании инструмента Масштаб. Когда данный инструмент выбран, в окне под панелью инструментов можно задать нужный масштаб, после чего щелкнуть в нужном месте рабочей области.
Изменение размера рисунка
В отличие от изменения масштаба просмотра это изменение реального размера рисунка. Например, если предполагается, что рисунок будет отображаться на экране, имеющем разрешение 640 х 480 пикселей, нет смысла делать его размер 800 х 600 или 1024 х 768 пикселей.
Для задания размера рисунка служит команда Рисунок —» Атрибуты. В диалоговом окне Атрибуты можно выбрать следующие параметры:
- • размеры рисунка;
- • единицы измерения: пиксели применяются для подготовки экранных изображений, а дюймы или сантиметры — для подготовки печатных документов;
- • палитру: черно-белая или цветная.
Операции с цветом
Палитра цветов в нижней части окна программы Paint содержит небольшой набор разных цветов для выбора, а также особое окно слева с двумя наложенными квадратами:
- • верхний квадрат соответствует цвету переднего плана;
- • нижний квадрат определяет фоновый цвет.
Программа Paint позволяет в большинстве операций использовать по своему выбору как цвет переднего плана, так и фоновый цвет.
Чтобы выбрать цвет в качестве цвета переднего плана, щелкните на нем в палитре левой кнопкой мыши. Правый щелчок выбирает данный цвет в качестве фонового.
Если нужный цвет в палитре отсутствует, следует дважды щелкнуть на любом цвете палитры или дать команду Параметры —» Изменить палитру. По этой команде открывается диалоговое окно Изменение палитры, позволяющее сформировать произвольный цвет.
Иногда требуется использовать один из тех цветов, которые уже имеются в рисунке, а точно определить соответствующий цвет палитры трудно. В этом случае применяют инструмент Выбор цветов. Выбрав этот инструмент, щелкните в определенной точке рисунка, и ее цвет автоматически будет выбран в качестве цвета переднего плана. Щелчок правой кнопкой устанавливает цвет точки изображения в качестве фонового.
Выбор фрагмента изображения
Для выполнения операций с фрагментом рисунка этот фрагмент надо сначала выделить.
Для этого используют инструменты Выделение, который позволяет методом протягивания выделить в качестве объекта прямоугольный фрагмент рисунка, и Выделение произвольной области — позволяет выделить фрагмент произвольной формы. Границу области рисуют также, как и при свободном рисовании.
В окне под набором инструментов можно выбрать режим совмещения объектов. Он определяет поведение фонового цвета объекта. В одном случае фоновый цвет сохраняется, а в другом случае рассматривается как «прозрачный».
При конструировании рисунка из нескольких объектов предпочтительнее выбрать второй вариант.
Работа с объектами
Если фрагмент рисунка выделен, его можно скопировать или переместить как независимый объект. Эти операции можно выполнить следующими способами:
1. Метод перетаскивания. При перетаскивании левой кнопкой мыши происходит перемещение объекта. Если при этом удерживать клавишу Ctrl, то происходит копирование объекта.
Если перетащить выделенный объект при нажатии клавиши Shift, то перетаскиваемый фрагмент оставляет за собой «след», что позволяет создавать орнаменты, бордюры и другие интересные эффекты.
2. Использование команд. Выбрать команду Копировать (Вырезать), а затем команду Вставить из пункта меню Правка или контекстного меню выделенного объекта. Копия объекта разместиться в левом верхнем углу рабочей части окна, откуда ее нужно сразу же переместить в произвольное место. Этот способ предпочтительнее использовать при копировании объектов из разных файлов.
Как и в других приложениях ОС Windows, сохранение документа выполняют командами Файл —» Сохранить или Файл —» Сохранить как. В системе Windows редактор Paint сохраняет рисунки в формате .bmp. Файлы .bmp отличаются большими размерами, но с ними работают все приложения ОС Windows.
Создание графических изображений

Графический редактор — компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.
Различают растровые и векторные графические редакторы.
3.3.1. Интерфейс графических редакторов
Примером простейшего растрового графического редактора является программа Microsoft Paint, которая поставляется вместе с операционной системой Windows . Окно этой программы представлено на рис. 3.11.

Значительно больше возможностей имеет растровый графический редактор Gimp, версии которого существуют для различных ОС и распространяются как свободное программное обеспечение. Gimp можно использовать для обработки фотографий, создания графических композиций и коллажей, создания элементов дизайна web-страниц и многого другого.
Изображение — основной объект, с которым работает Gimp. Сложное изображение, как правило, состоит из нескольких слоёв. Слои можно сравнить с накладываемыми друг на друга прозрачными плёнками с фрагментами изображения. Слои дают возможность посмотреть на всю композицию целиком, оставляя её при этом «несклеенной». Их можно перемещать в любое место изображения, менять местами в стопке, дублировать.
Рассмотрим основные элементы интерфейса приложения Gimp (рис. 3.12).

Вдоль верхнего края окна программы располагается строка заголовка, содержащая информацию об изображении (имя файла, размер изображения в пикселях), имя программы и кнопки управления, с помощью которых можно изменить размер окна, свернуть его или закрыть.
Ниже строки заголовка расположена строка меню, содержащая названия групп команд, объединённых по функциональному признаку. Каждое слово в этой строке — кнопка, открывающая список команд. Рядом со словами-командами могут быть дополнительные символы:
• многоточие означает, что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация через диалоговое окно;
• треугольник-стрелка означает, что этот пункт открывает вход в следующее меню;
• «галочка» рядом с командой означает, что эта команда в настоящий момент активна;
• комбинация клавиш справа от названия команды — это альтернативный вариант запуска команды с помощью клавиатуры.
Работа в редакторе осуществляется с помощью инструментов. Панель инструментов размещена в левой части окна и содержит пиктограммы, соответствующие инструментам. Под ней, как правило, в диалоговом окне отображаются параметры выбранного инструмента — прикреплён диалог Параметры инструментов.
Центральную часть занимает окно изображения. Каждое изображение в Gimp отображается в отдельном окне. Можно открыть одновременно столько изображений, сколько позволяют ресурсы компьютера.
Под окном изображения расположена область статуса, содержащая название активного слоя, а также информацию о единицах измерения изображения, его масштабе и занимаемой изображением памяти.
Графический редактор Gimp имеет множество диалоговых окон, которые принято группировать, используя панели. На панелях каждое диалоговое окно находится на своей странице (вкладке) и вызывается щелчком на заголовке страницы вверху панели.
По умолчанию в Gimp отображаются две панели:
1) панель слоёв, каналов, контуров и путей, позволяющая управлять слоями активного изображения;
2) панель кистей, текстур и градиентов, позволяющая управлять параметрами кистей, текстур и градиентов.
Сравните основные элементы интерфейса графических редакторов Paint и Gimp. Что в них общего? Каковы основные различия?
3.3.2. Некоторые приёмы работы в растровом графическом редакторе
Для рисования нужен холст (рабочая область), краски и инструменты.
В каждом графическом редакторе есть возможность установить нужные размеры рабочей области. Так, в графическом редакторе Gimp в меню Файл можно выбрать команду Создать. и с её помощью установить нужные размеры рабочей области.
Рассмотрим более подробно инструменты графического редактора Gimp. Их можно объединить в следующие группы:
• инструменты выделения, необходимые для определения областей обработки изображения: Прямоугольное выделение, Эллиптическое выделение, Свободное выделение, Выделение смежных областей, Выделение по цвету, Выделение переднего плана, Умные ножницы (выделение фигур при помощи распознавания краёв);
• инструменты рисования, предназначенные для работы с точками изображения: Ластик (стирание до фона или до прозрачности), Аэрограф (рисование кистью с переменным давлением), Перо (каллиграфическое рисование), Штамп (выборочное копирование из изображения при помощи кисти), Лечебная кисть («лечит» дефекты в изображении, Размазывание (выборочное размазывание кистью), Карандаш, Кисть, Градиентная заливка, Размывание — Резкость, Осветление — Затемнение, Плоская заливка;
• инструменты преобразования, предназначенные для работы с выделенными областями, контурами или слоями изображения: Выравнивание, Перемещение, Кадрирование, Вращение, Масштаб, Наклон, Перспектива, Зеркало, Преобразование по рамке;
• инструменты цвета, предназначенные для корректировки различных характеристик цвета (яркости, насыщенности, контрастности и пр.) в активном слое или выделенной области;
• прочие инструменты — Контуры, Измеритель, Пипетка, Лупа, Текст.
Во многих графических редакторах реализована возможность конструирования цвета на основе цветовой модели HSB (по первым буквам английских слов Hue — цветовой тон (оттенок), Saturation — насыщенность (контраст), Brightness — яркость).
Окно конструирования цвета в графическом редакторе Paint открывается командой Палитра-Изменить палитру-Определить цвет. Сначала выбирается цвет в радуге (перемещение крестообразного указателя слева направо), потом устанавливается его контрастность (перемещение того же указателя сверху вниз), а затем перемещением треугольного указателя задаётся яркость (рис. 3.13).

Выясните, каким образом можно установить требуемый цвет в графическом редакторе Gimp.
Такие инструменты рисования, как Карандаш и Кисть, пользователь перемещает по экрану с помощью мыши. Получить таким способом нужную линию под силу только опытному пользователю, к тому же хорошо владеющему обычными карандашом и кистью. Начинающему художнику лучше всего использовать в своей работе инструменты, позволяющие не только строить контур изображения, но и вносить в него правки. Так, в Gimp с помощью инструмента Контуры путём последовательного уточнения простых контуров можно строить достаточно сложные графические изображения (рис. 3.14).

Инструменты растровых графических редакторов позволяют соединять в один рисунок ранее созданные и сохранённые в файлах изображения и их фрагменты (рис. 3.15).

Графический редактор Paint ориентирован на процесс рисования простых изображений и на комбинирование готовых фрагментов. Большинство растровых графических редакторов предназначены не столько для создания изображений, сколько для их обработки (Adobe Photoshop, Gimp). Они позволяют изменять цветовую палитру всего изображения и цвет каждого отдельного пикселя, проводить художественную обработку графических изображений (рис. 3.16).

Задача. Некое растровое изображение было сохранено в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок (т. е. глубина цвета = 24). Во сколько раз будет меньше информационный объём файла p2.bmp, если в нём это же изображение сохранить как 256-цветный рисунок?
Решение. Для кодирования 256 разных цветов требуется 8-разрядный двоичный код (256 = 28), т. е. для кодирования цвета каждого пикселя используется 8 битов. Для кодирования цвета каждого пикселя исходного изображения использовалось 24 бита. Так как количество пикселей в двух изображениях одинаково, то информационный объём файла p2.bmp в 3 раза меньше информационного объёма исходного файла.
Ответ: в 3 раза.
Самым мощным растровым графическим редактором, широко распространённым среди специалистов, работающих с растровыми изображениями, являетсяAdobe Photoshop. Это коммерческий продукт, работающий под управлением ОС Microsoft Windows. На сайте http://www.psd.ru/ вы можете получить самую полную информацию об этом графическом пакете, а также взять уроки работы в нём.
На сайте http://www.progimp.ru/ вы можете познакомиться и получить навыки работы с графическим редактором Gimp — свободно распространяемой программой, работающей в таких операционных системах, как Microsoft Windows, Mac OS, Linux.
3.3.3. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах
Конструирование сложных графических изображений из простых геометрических фигур (графических примитивов) — основная идея векторных графических редакторов. Особенности работы в векторных редакторах рассмотрим на примере редактора OpenOffice.org Draw.
К графическим примитивам в Draw относятся: линии и стрелки; прямоугольники; окружности, эллипсы, дуги, сегменты и секторы; кривые; фигуры-символы, выноски, звёзды; соединительные линии; трёхмерные объекты (куб, шар, цилиндр н т. д.); текстовые объекты ит. д. (рис. 3.17).

Рис. 3.17. Инструменты графического редактора OpenOffice.org Draw для создания графических примитивов
Можно изменять свойства графического примитива, выбирая стиль, толщину и цвет контура фигуры, а также разные варианты заливки внутренней области и др. (рис. 3.18).

Векторный графический редактор воспринимает каждый графический примитив как отдельный объект, который можно преобразовывать — уменьшать и увеличивать, поворачивать, наклонять, использовать другие самые невероятные эффекты. Предварительно объект должен быть выделен. Для этого следует выбрать инструмент Выделение объекта
и щёлкнуть на нужном изображении. Так могут быть выделены мельчайшие графические примитивы, а также фигуры, имеющие достаточно причудливую форму. Так как каждый объект в векторном рисунке является независимым от других, то его изменение или удаление никак не затронет другие части рисунка (рис. 3.19).

Каждый графический примитив рисуется в новом слое. Это позволяет создавать сложные изображения, накладывая объекты друг на друга (рис. 3.20).

Существует возможность изменения порядка расположения графических объектов друг относительно друга: слой с выделенным объектом можно поместить на передний план, на задний план, а также на один слой вперёд или назад.
Отдельные графические примитивы можно преобразовать в единый объект (сгруппировать). С полученным объектом можно проводить те же действия, что и с исходными объектами. Сложный объект, состоящий из нескольких примитивов, можно разгруппировать, разбив его на отдельные элементарные объекты.
Программные средства для работы с векторной графикой предназначены преимущественно для создания изображений, а не для их обработки. Программы векторной графики широко используют в конструкторских и дизайнерских бюро, рекламных агентствах, редакциях и издательствах.
Одним из самых мощных векторных графических редакторов является CorelDraw, позволяющий не только создавать очень сложные графические объекты, но и выполнять трансформации одного объекта в другой. По заранее подготовленным исходному и конечному рисункам программа сама выполнит все необходимые расчёты и выведет на экран заданное вами множество промежуточных рисунков, наглядно представляющих, например, «превращение» мухи в слона.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Графический редактор — программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера.
Основными элементами интерфейса любого графического редактора являются: строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния.
Различают растровые и векторные графические редакторы.
Большинство растровых графических редакторов ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку. Векторные графические редакторы, наоборот, применяются для создания изображений.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Для чего предназначены графические редакторы? Имеете ли вы опыт работы в графическом редакторе? Если да, то опишите этот редактор.
3. Перечислите основные элементы интерфейса графического редактора.
4. Опишите основные возможности растровых графических редакторов.
5. Опишите основные приёмы работы в графическом редакторе Gimp.
6. Почему с помощью цветовой модели HSB человеку более удобно подбирать нужный цвет, чем с помощью цветовой модели RGB?
7. В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию?
8. Что такое графический примитив?
9. Опишите основные возможности векторных графических редакторов.
10. Сравните результаты всевозможных преобразований фрагментов изображений в растровом и векторном редакторах.
11. Некое растровое изображение было сохранено в файле как 256-цветный рисунок. Во сколько раз уменьшится информационный объём файла, если это же изображение сохранить как монохромный (чёрно-белый без градаций серого) рисунок?
Электронное приложение к учебнику
Презентация «Создание графических изображений» (Open Document Format)
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
- анимация «Цветовая модель HSB» (N 179727)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf7a6646-b0fc-4df1-8dd4-d65126bf2ef7/?
Ссылки на ресурсы ФЦИОР:
- практический модуль теме «Векторный редактор»
http://fcior.edu.ru/card/28705/vektornyy-redaktor.html - контрольный модуль по теме «Векторный редактор»
http://fcior.edu.ru/card/28577/vektornyy-redaktor.html - практический модуль теме «Растровый редактор»
http://fcior.edu.ru/card/28668/rastrovyy-redaktor.html - контрольный модуль по теме «Растровый редактор»
http://fcior.edu.ru/card/28551/rastrovyy-redaktor.html - практический модуль теме «Растровая и векторная графика»
http://fcior.edu.ru/card/10138/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html - контрольный модуль по теме «Растровая и векторная графика»
http://fcior.edu.ru/card/97/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html
Презентация «Создание графических изображений»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1) анимация «Цветовая модель HSB» (N 179727);
http://sc.edu.ru/catalog/res/bf7a6646-b0fc-4df1-8dd4-d65126bf2ef7/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
Ресурсы ФЦИОР
(Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере проигрыватель ресурсов.) Скачать проигрыватель ресурсов ФЦИОР
1) практический модуль теме «Векторный редактор»;
2) контрольный модуль по теме «Векторный редактор»;
3) практический модуль теме «Растровый редактор»;
4) контрольный модуль по теме «Растровый редактор»;
5) практический модуль теме «Растровая и векторная графика»;
6) контрольный модуль по теме «Растровая и векторная графика»;
Практическая часть урока
Решить задачи № 169 и № 171 в РТ. Выполнить задание 3.12 (стр. 139 учебника).
Практическая работа №8
"Создание векторных изображений"
Задание 1. Создание изображений из автофигур
1. Средствами рисования, имеющимися в текстовом процессоре, создайте следующее изображение:

2. Сохраните результат работы в личной папке под именем Елка.
Задание 2. Работа с кривыми
1. Откройте в графическом редакторе OpenOffice.org Draw файл Шаблон.odg:

2. С помощью инструмента Кривая попробуйте как можно более точно воспроизвести контур рисунка сплошными линиями. При необходимости используйте возможности добавления и изменения узлов на кривых.
3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Грибок.
Задание 3. Создание блок-схем
1. Используя автофигуры, начертите следующую блок-схему:

2. Сохраните результат работы в личной папке под именем Блок_схема.
3. Как вы думаете, что получится на выходе, если в качестве значений A, B, C введены числа 15, 10 и 20 соответственно? Запишите ответ.
Задание 4. Трехмерные изображения
1. Используйте возможности имеющегося в вашем распоряжении графического редактора для создания трехмерного изображения:

2. Сохраните результат работы в личной папке под именем Кубики.
Задание 5. Масштабирование растровых и векторных изображений
1. В графическом редакторе Paint постройте следующее изображение:

2. Сохраните результат работы в личной папке как 24-разрядный рисунок (тип файла).
3. Выделите любой фрагмент рисунка. Несколько раз уменьшите и увеличьте выделенный фрагмент. Понаблюдайте за тем, как операции масштабирования влияют на качество изображения.
4. Выполните такой же рисунок в графическом редакторе OpenOffice.org Draw. Сохраните результат работы в личной папке как Рисунок ODF (тип файла).
5. Выделите любой фрагмент рисунка. Несколько раз уменьшите и увеличьте выделенный фрагмент. Понаблюдайте за тем, как операции масштабирования влияют на качество изображения.
6. Завершите работу с графическими редакторами.
Задание 5.1. Знакомство с исполнителем Рисователь
1. Изучите основные команды исполнителя Рисователь:

2. Запустите среду Кумир, введите и запустите на выполнение программу рисования кораблика для исполнителя Рисователь:

3. Попробуйте внести изменения в программу, экспериментируя с заливкой, цветом и толщиной линий и т.д.
4. Сохраните результат работы в личной папке.
Задание 6. Программа для исполнителя Рисователь
1. Самостоятельно разработайте для исполнителя Рисователь программу рисования одного из следующих объектов:

2. Сохраните результат работы в личной папке.
Задание 7. Знакомство со средой программирования PascalABC.NET
1. Запустите среду программирования PascalABC.NET, введите и запустите на выполнение следующую программу:

2. Выясните, какой смысл имеют используемые в программе команды (операторы).
3. Попытайтесь внести изменения в рисунок.
4. Сохраните результат работы в личной папке.
Теперь вы умеете:
• создавать изображения средствами векторной графики;
• использовать автофигуры для создания графических изображений;
• строить произвольные фигуры с помощью кривых;
• строить несложные объёмные изображения;
• писать программы для исполнителя Рисователь.