Перейти к содержимому

Объектив 24 105 canon для какой съемки

  • автор:

Обзор Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

За предоставленный объектив Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic огромная благодарность Роману Томченко.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic (сокращенно – Canon 24-105/4 L) является хорошим профессиональным универсальным зум-объективом для полноформатных камер Canon EOS. Компания Canon стала первой, кто представил публике объектив с подобными параметрами. Через 5 лет и Nikon подтянулась и выпустила свой Nikon N AF-S Nikkor 24-120mm 1:4G ED VR SWM IF Aspherical Nano Crystal Coat.

Вообще, у компании Canon имеется довольно обширный модельный ряд профессиональных объективов ‘L’-серии с постоянной максимальной диафрагмой F/4 (список в порядке выхода в свет):

    , 1999 , 2003 , 2005 , 2006 , 2011 , 2012 , 2013 , 2014 , 2015 , 2016

Canon 24-105/4 L часто идет в качестве базового (т.е. китового) объектива к некоторым фотоаппаратам Canon верхнего ценового диапазона. В таком комплекте его стоимость гораздо ниже, чем стоимость при отдельной покупке. Со временем Canon 24-105/4 L полюбился не только фотографами, но и видеографами и стал довольно популярным и успешным объективом.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Основные характеристики:

  • Пыле- и влагозащита
  • Canon SSC (Super Spectra Coating) – специальное супер спектральное просветление оптики
  • EF (Electronic Focus) – встроенная система электронной фокусировки, также этими буквами обозначаются объективы для использования на полноформатных камерах системы Canon EOS
  • L (Luxury) – объектив премиум класса
  • FTM (Full Time Manual Focusing) – постоянная ручная фокусировка
  • USM (UltraSonic Motor) – ультразвуковой мотор
  • Aspherical– асферические элементы в оптической схеме
  • Super UD (Super Ultra Low Dispersion) – наличие в оптической схеме элементов со сверхнизкой дисперсией
  • IS (Image Stabilizer) – стабилизатор изображения
  • IF (Internal Focusing) – внутренняя фокусировка

Найти точную информацию насчет того, насколько долгоживущи гибридные асферические элементы, выполненные с помощью наращивания пластика, очень сложно. Лично мне нет особой разницы, что там в середине, лишь бы оно работало хорошо и долго.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Сборка

Объектив хорошо собран и имеет пыле- и влагозащиту, как и полагается всем профессиональным объективам. Кольцо фокусировки и трансфокатора прорезинены. Корпус выполнен из пластика снаружи, с металлическим байонетом, но, скорее всего, с металлическими внутренностями. Удлиняющаяся часть оправы корпуса состоит всего из одной части. На ощупь он приятный и увесистый, его вес составляет 670 грамм, Canon 24-105/4 L использует большие светофильтры профессионального диаметра на 77 мм. В руках, по тактильным ощущениям качества сборки, данный Canon 24-105/4 L немного проигрывает старому монстру Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L USM.

Экземпляр, который был у меня на обзоре имеет одну неприятную фишку – самопроизвольное изменение фокусного расстояние под собственным весом. Когда носишь камеру на плечевом ремешке, то оправа корпуса самопроизвольно удлиняется, а когда снимаешь птичек над головой – хобот объектива самопроизвольно укорачивается. К тому же, у объектива нет фиксатора фокусного расстояния. Для профессионального объектива такое поведение выдвигающейся оправы корпуса я считаю смертным грехом! При этом, во время изменения фокусного расстояния самопроизвольный выезд хобота объектива работает как ‘гидроусилитель’ и порой ты ‘перелетаешь’ то фокусное, которое хотел установить.

Во время изменения фокусного расстояния задняя линза двигается в середине корпуса объектива подобно помпе — втягивает и выталкивает воздух. Такое поведение задней линзы называют ‘эффектом’ пылесоса, который может увеличить количество пыли, которая скапливается в фотоаппарате. Оправа корпуса со стороны задней линзы выполнена в форме ‘киношной’ бленды.

При работе с объективом меня сильно раздражали пластиковые переключатели на объективе, которые изменяют свое положение туго, а переключать их неприятно. А еще одной неприятной особенностью, с которой я столкнулся, было то, что кольцо трансфокатора чересчур близко расположено к байонету камеры. Во время изменения фокусного расстояния объектив неудобно поддерживать левой рукой, а пальцы левой руки защемляет под выступом встроенной вспышки при использовании на Canon 550D.

Некоторые пользователи жалуются, что ход кольца трансфокатора очень мал в широкоугольном диапазоне (от 24 до 50 мм), что мешает комфортно устанавливать нужное фокусное расстояние. Но лично я никакого дискомфорта от этого не ощутил.

На корпусе есть метка байонетного крепления и метка для быстрой установки бленды. Объектив использует пластиковую бленду Canon EW-83H, которая фиксируется в специальных пазах, расположенных возле передней линзы объектива и при зумировании двигается вместе с выдвигающейся оправой корпуса. Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки. К сожалению, мне на обзор Canon 24-105/4 L попал без бленды, у кого есть подобный объектив, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях насколько она востребована в работе.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Стабилизатор

Объектив имеет встроенный стабилизатор изображения IS (Image Stabilizer). Заявлено, что стабилизатор может компенсировать до 3-х стопов по выдержке (можно снимать на выдержках в 8 раз короче). На деле стабилизатор работает хорошо, неподвижные объекты без особых проблем можно снимать с рук на выдержках до 1/15 секунды. Я использовал объектив на кропнутой камере, с тяжелыми полноформатными камерами пороговая выдержка должна еще увеличиться.

На корпусе есть переключатель режима работы стабилизатора ‘Stabilizer ON/OFF’. Во время включения стабилизатора слышен небольшой щелчок – это нормальное поведение для данного объектива.

Во время визирования через ОВИ с включенным стабилизатором на 105 мм фокусного расстояния картинка приятно ‘замерзает’ и не дергается.

Сам по себе стабилизатор работает достаточно тихо, но во время съемки видео с включенным стабилизатором изображения встроенный микрофон камеры записывает шум от работы стабилизатора и его может быть слышно во время воспроизведения.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Фокусировка

Canon 24-105/4 L использует ультразвуковой мотор фокусировки Canon USM (Ultrasonic) и фокусируется быстро (я бы даже сказал – очень быстро). Фокусировка достаточно тихая. На камере Canon 550D часто бывает повторная перефокусировка, но, скорее всего это связано с простенькой системой фокусировки самой камеры (детали здесь).

Canon 24-105/4 L не является парфокальным объективом – он не сохраняет фокусировку во время изменения фокусного расстояния. Чтобы это проверить, достаточно в ручном режиме фокусировки сфокусироваться на 50 мм фокусного расстояния и изменить фокусное расстояние на 70 или 105 мм, наводка на резкость при этом собьется.

Во время фокусировки передняя и задняя линзы остаются неподвижными, так как объектив использует внутреннюю фокусировку. Во время зумирования передняя линза также не вращается. Можно без проблем использовать любые светофильтры.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 45 см, при этом можно снимать макро с увеличением 1:4.3. По большому счету, надпись ‘ Macro 0.45m/1.5ft’ на объективе просто говорит про МДФ, а не про настоящую возможность макросъемки. Canon 24-105/4 L имеет окошко со шкалой расстояний в метрах и футах. Шкалы ГРИП нет, зато есть метки для работы в инфракрасном спектре. В ручном режиме фокусировки кольцо вращается на 120 градусов, при достижении крайних положений не упирается, а продолжает скользить, не влияя на фокусировку.

На корпусе объектива есть всего один переключатель, который отвечает за режим работы фокусировки – ‘AF/MF’ (автоматическая/ручная фокусировка). В режиме автоматической фокусировки ‘AF’ поддерживается постоянный ручной контроль фокусировки Canon FTM (Full Time Manual Focusing), который подразумевает, что вращать кольцо фокусировки можно в любой момент. Но, на самом деле по инструкции ручная фокусировка доступна после наведения фокуса на объект в режиме покадровой автофокусриовки (ONE SHOT AF).

Немножко про FTM в реальных условиях:

Пример: на объективе установлен режим фокусировки ‘AF’, используя возможность FTM я навожу фокусировку вручную, но как только нажимаю на кнопку спуска затвора, полунажатие на эту же кнопку заставляет камеру перефокусироваться так, как ей захочется. Если продолжить ручную фокусировку/поправку фокусировки с полунажатой кнопкой спуска, то происходит ‘драка’ за контроль над фокусировкой. Получается, что руками ты вращаешь кольцо фокусировки в одну сторону, а камера перемещает фокусировку в другую. Особенно сильно это заметно в режиме следящей фокусировки ‘AI Servo’. В режимах ‘One shot’ и ‘AI Focus’ конфликт присутствует только до того момента, пока камера сама не сфокусируется так, как того хочет, после чего кольцо фокусировки становится послушным только фотографу. Скорость фокусировки Canon 24-105/4 L очень высокая и автоматика очень быстро сбивает ту ручную фокусировку, над которой фотограф мог работать несоклько минут. Это сильно раздражает и приходится переключать объектив в режим ‘M’, тем самым уничтожая всякую пользу от режима FTM. С другой стороны – ручной контроль фокусировки всегда присутствует и как-бы само название ‘FTM’ большего ничего и не обещает.

Для сравнения, объективы Nikon, которые имеют подобную функцию, называемую M/A (приоритет ручной фокусировки), отключают автоматическую фокусировку при начале вращения кольца фокусировки. Автоматическая фокусировка снова становится приоритетной только после повторного нажатия на кнопку активации фокусировки и только, если кольцо фокусировки больше не вращается вручную. Никаких драк за контроль фокусировки между камерой и фотографом не происходит. Это очень удобно и при переходе на Canon сразу ощущается неудобство FTM.

Заставить FTM работать так, как того хотелось бы мне, можно только в том случае, если функцию активации фокусировки снять с кнопки спуска затвора и назначить на другую кнопку, и не нажимать на эту кнопку во время ручной фокусировки/поправки фокусировки. В таком случае фокусироваться вручную можно когда угодно, а при нажатии на кнопку спуска затвора не будет конфликтной ситуации между камерой и фотографом за доступ к управлению фокусом. Обычно активацию автоматической фокусировки программируют на кнопку ‘AF-ON’ (для тех камер, на которых она есть), либо на кнопку ‘*’.

Возможно, я просто придираюсь к FTM только из-за того, что подобная функция с объективами Nikon работает более логично. А также удивляет, что никто не описывает подобные конфликтные ситуации. В любом случае, работа FTM не противоречит данным из инструкции.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Диафрагма

Диафрагма объектива состоит из 8 скругленных лепестков. На закрытых диафрагмах кружочки в зоне нерезкости получаются довольно ровными, но все же грани многоугольников можно разглядеть (пример на F/8.0). 8 лепестков диафрагмы имеются и у старого Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L USM, а вот новые Canon 24-70/2.8L II и Canon 24-70/4L уже имеют по 9 лепестков диафрагмы.

Максимальная диафрагма F/4 доступна по всему диапазону фокусных расстояний. F/4 ровно на 1 стоп (2 раза) меньше, чем F/2.8. Диафрагма закрывается до F/22.

Обзор зум-объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM с постоянной светосилой и мощным оптическим стабилизатором

Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM

Сегодня перед нами один из самых желанных стандартных зумов в пару к полнокадровой камере. Объектив L-серии ценен большим диапазоном фокусных расстояний от пейзажного до портретного с постоянной светосилой на всем диапазоне. Светосила не самая большая для профессиональных зумов, зато у объектива есть стабилизатор, компенсирующий 4 ступени экспозиции.

Как известно, дьявол кроется в деталях. Сопоставим основные технические характеристики с качеством изображения, удобством конструкции, примем во внимание стоимость объектива и сделаем выводы.

Технические характеристики

  • металлический корпус
  • постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний
  • минимальная дистанция фокусировки — 0,45 м
  • эффективный оптический стабилизатор
  • защита от пыли и влаги

Изучив таблицу, понимаем: объектив весьма интересен, по крайней мере на бумаге. Характерный для большинства профессиональных зумов у любого производителя диапазон фокусных расстояний 24—70 мм в нашем случае заметно больше: от тех же умеренно-пейзажных 24 мм до весьма портретных 105 мм, что делает объектив на ступень универсальнее. При этом кратность объектива чуть выше четырех, что позволяет все же надеяться на высокое качество изображения. Светосила не 2,8, как хотелось бы видеть на профессиональном зуме, а 4,0, но постоянная. Также объектив снабжен 4-ступенчатым стабилизатором, что в ряде сюжетов даже важнее потерянной ступени светосилы. Качество конструкции должно соответствовать L-серии. И все это по весьма умеренной для профессионального зума цене.

Конструкция, дизайн, управление

Оптическая схема объектива может похвастать сразу 4 асферическими линзами, что должно положительно сказываться на резкости изображения по краям кадра. Всего же в схеме 17 элементов в 12 группах. Диафрагма состоит из 10 скругленных лепестков для создания мягкого ненавязчивого рисунка в области расфокуса.
Объектив исполнен добротно, как и полагается объективу с красной полоской — признаком принадлежности к топовой L-серии. Все элементы хорошо подогнаны, от материалов исходит ощущение надежности, объектив ощущается цельным.
Кольцо фокусировки механическое, широкое, вращается плавно, ход удобен для использования. На корпусе также есть шкала фокусировки. Кольцо зуммирования в меру тугое, но вращается очень плавно и приятно. Объектив выдвигается по мере увеличения фокусного расстояния.
Имеется традиционный набор рычажков-переключателей: фиксатор объектива в собранном состоянии, выключатель стабилизатора, переключатель режимов фокусировки. Нареканий на эти элементы нет, использовать их легко и удобно.
Бленда в комплекте (EW-83E) — правильная, с черным бархатным материалом внутри. А вот крышка объектива — устаревшей конструкции, так что есть риск ее неплотно надеть, а снятие/установка крышки при использовании бленды затруднены.

Лабораторный тест

На сайте производителя наш подопытный объектив характеризуется так: «По достоинству оцененный любителями универсальных решений, этот объектив обеспечивает потрясающее качество и улучшенную стабилизацию изображения». То, что объектив универсальный, сомнению не подлежит (универсальность ограничивают разве что вес и размер). Что касается потрясающего качества и улучшенной стабилизации — это мы проверим, сначала в лаборатории.

Фокусное расстояние — 24 мм

Давайте посмотрим, как ведет себя Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM на широкоугольном конце — при фокусном расстоянии 24 мм. Здесь (совершенно закономерно) мы видим бочкообразную дисторсию, заметную по вертикали (Dвер = −2,14) и почти незаметную по горизонтали (Dгор = −0,59).

Разрешение Хроматические аберрации
центр кадра край кадра центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0; нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

Разрешение в центре кадра держится на очень высоком уровне от самой широкой диафрагмы f/4,0 до f/18. Разрешение на краю кадра почти не отстает от разрешения в центре, пока диафрагма широкая, но на f/14 падает ниже 0,8 линии на пиксель.

Что касается «хроматики», то она почти незаметна в центре кадра, но на краю — держится на уровне 7-8 процентов.

Исправление дисторсии в широкоугольном положении

Недавно, тестируя широкоугольные объективы, мы обнаружили, что дисторсия отображает только общую форму искажений кадра — «бочку» или «подушку». Но при выправлении общей формы разработчики оптики идут на ухищрения, которые искажают форму прямых линий на краю кадра. На широком углу прямые линии часто становятся «змейками».

Как видите, на коротком фокусном расстоянии Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM тоже искажает вертикальные углы, но делает это почти незаметно, глаз не раздражает.

Фокусное расстояние — 50 мм

Переходим к 50 мм. На этом фокусном расстоянии дисторсия может быть выправлена полностью, но мы наблюдаем заметную «подушку» по горизонтали (Dгор = −1,02) и весьма заметную «подушку» по вертикали (Dвер = −2,16). В принципе это не очень страшно, но для «портретного» фокусного расстояния это многовато.

Разрешение Хроматические аберрации
центр кадра край кадра центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0; нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

Зато разрешение на этом фокусном расстоянии весьма радует: оно остается на очень высоком уровне от широкой диафрагмы f/4,0 вплоть до f/16 и лишь на самых узких диафрагмах падает ниже 0,8 линии на пиксель. Причем разрешение на краю кадра почти не отстает от разрешения в центре.

Также радует «хроматика», она почти не видна ни в центре кадра, ни на краю.

Фокусное расстояние — 85 мм

Переходим к другому «портретному» фокусному расстоянию — 85 мм. «Подушка» здесь становится чуть меньше, хотя и не намного. А вот разрешение падает очень заметно: только на средней диафрагме f/6,3 — f/16 держится выше 0,8 линии на пиксель, а на краях диапазона «провисает» до 0,7 линии в центре кадра.

Разрешение Хроматические аберрации
центр кадра край кадра центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0; нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

На краю кадра широкая диафрагма дает еще меньшее разрешение — чуть выше 0,6 линии. Здесь владельцу Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM придется держать в уме, что на широкой диафрагме и фокусном расстоянии 85 мм картинка будет мягкая, а «звенящую» резкость будет получить сложно.

«Хроматика» на этом фокусном расстоянии начинает «хромать»: в центре кадра держится на уровне 2-3 процентов, а на краю — 7-8 процентов.

Фокусное расстояние — 105 мм

Наконец, мы добрались до длинного «фокуса» 105 мм. Подушкообразная дисторсия наблюдается и здесь, причем такого же порядка, как и на фокусных расстояниях 50 и 85 мм. Величина дисторсии — примерно 2 единицы по вертикали и примерно 1 единица по горизонтали. Впрочем, не будем зацикливаться, эта дисторсия небольшая, кадр сильно не испортит, а если испортит, выправить ее довольно легко при постобработке.

Разрешение Хроматические аберрации
центр кадра край кадра центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0; нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22

Гораздо больше настораживает, что разрешение на краю кадра сильно падает. На самой широкой диафрагме — до весьма скромного значения 0,6 линии на пиксель. Разрешение в центре кадра при этом остается высоким — выше 0,8 линии на всех диафрагмах вплоть до f/20.

И, наконец, о «хроматике» на этом фокусном расстоянии мы не можем сказать ничего лестного: она держится на уровне 3-4 процентов в центре кадра и вырастает до 10-11 процентов на краю.

Стабилизатор

Последняя часть нашей лабораторной работы — определение эффективности стабилизатора (методика тестирования подробно описана в статье о Nikon D5300.

Как видите, мы зафиксировали эффективность стабилизатора на уровне чуть выше 4 ступеней EV. Поскольку погрешностью нашего метода составляет порядка 1/3 ступени, мы подтверждаем данные производителя, что эффективность стабилизатора Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM находится на уровне 4 ступеней.

Итоги лабораторных испытаний

Перед тем, как перейти к практическому тесту Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, мы подведем итоги лабораторных испытаний. Сначала поговорим о плюсах:

  • Объектив этот поистине универсальный, на коротком «фокусе» дает весьма широкий угол, на длинном — очень неплохое увеличение.
  • Он быстро и точно фокусируется даже в условиях недостаточного освещения.
  • Он обладает довольно высокой постоянной светосилой и, кроме того, оптическим стабилизатором, который может «подарить» фотографу до 4 дополнительных ступеней EV.
  • Дисторсия объектива невелика во всем диапазоне фокусных расстояний.
  • Объектив защищен от пыли и влаги.
  • На коротком и среднем фокусном расстоянии объектив выдает высокое разрешение и в центре, и на краю кадра.

Но при этом мы можем отметить минусы:

  • На длинном фокусном расстоянии (начиная с 85 мм) разрешение объектива падает: на широкой диафрагме картинка получается «мягкая».
  • Хроматические аберрации нельзя назвать высокими, но они заметны, особенно на краю кадра.
  • При этом вес и размеры объектива довольно высоки.

А общий вывод такой: хотя объектив обладает и существенными плюсами, и существенными минусами, не будем забывать, что его цена невысока для полнокадровой оптики. То есть соотношение качества и цены у Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM довольно высокое.

Практическая съемка

Диапазон фокусных расстояний объектива позволяет снимать практически любые сюжеты — от пейзажей до портретов. Но если брать за основу мысль, что специально для этих жанров приобретают все же фикс-объективы, то на долю профессионального стандартного зума приходится в первую очередь репортажная работа. Практический тест данного объектива я разбил на две части: полевые тесты в условиях путешествия в Грецию, а также проверка в деле на съемке бэкстейджа кинофильма «Счастья, здоровья!» Сарика Андреасяна. Были выбраны уличные сцены, чтобы дать больше возможностей для больших фокусных расстояний объектива.

Во время полевых тестов я постарался проверить на практике результаты лабораторных исследований, оценить значительность разного рода искажений, а также загнать объектив в нелабораторные условия, позволяющие выявить прочие его особенности.

При всей точности, объективности и важности лабораторных тестов и при всей неточности и субъективности тестов полевых, без последних очень трудно обойтись. Параметры, выглядящие в результатах лабораторных испытаний устрашающе, на практике могут оказаться не столь существенными, в то же время неудобство использования, которое можно проверить только в реальной работе, может привести к последствиям куда более неприятным, чем, скажем, незначительное снижение резкости.

Первые впечатления от использования были очень приятными: объектив удобно лежит в руке, все органы управления легко доступны и операции с ними не вызывают дискомфорта. Никаких недостатков изображения, которые были бы заметны сразу же на экранчике Canon 5D Mark IV, мною выявлено не было. Значит, нам потребуется детальное изучение снимков на мониторе, что, согласитесь, уже хороший знак.

Любые искажения «засоряют» изображение, отвлекают от восприятия главного. Конечно, со многими проблемами объективов редакторы изображений давно научились справляться. Тем не менее, всегда приятно уже из камеры получать фотографии, не требующие лишних вмешательств. А иногда это является и необходимостью, поскольку часто встает задача иметь пригодный материал сразу после съемки.

Фокусное расстояние 24 мм Фокусное расстояние 80 мм Фокусное расстояние 105 мм

В условиях реальной жизни геометрические искажения ни на широком угле, ни на длинном конце не бросаются в глаза. Да, их можно увидеть, если искать их на снимке. Но общее впечатление не страдает, даже если не корректировать искажения в редакторе.

Теперь попробуем максимально непредвзято, закрыв глаза на результаты лабораторных тестов, оценить качество изображения на фотографиях в полевых условиях. В своих полевых тестах я делаю упор на полярные фокусные расстояния, а также проверяю середину динамического диапазона. Диафрагмы — наиболее востребованные, открытые и закрытые до f/8-f/11, где есть максимальные предпосылки для получения высокого качества изображения.

Приступим. Широкий угол 24 мм и открытая диафрагма f/4. Фотография имеет недостатки, выраженные в снижении резкости по мере удаления от центра изображения. Вместе с резкостью падают и другие характеристики, проявляются и становятся заметными (хотя и не чрезмерными) хроматические аберрации. Виньетирование также весьма заметно.

Прикрываем на том же фокусном диафрагму до f/9 — и все характеристики стали весьма однородными, без больших различий между центром кадра и периферией. Виньетирование перестало наблюдаться, хроматика снизилась до крайне незначительной, резкость на глаз практически одинаковая по полю.

Изучим среднее фокусное расстояние. Возьмем стандартные 50 мм и откроем диафрагму. На этом фокусном расстоянии даже на открытой диафрагме к изображению трудно придраться. Нет выраженных потемнений, нет аберраций, отличная резкость.

А как 50 мм будут смотреться на закрытой до f/9 диафрагме? Хорошее изображение стало еще лучше — никаких следов искажений или технических несовершенств.

И посмотрим на 105 мм. На открытой диафрагме к нам возвращаются наши друзья виньетирование и аберрации, но в весьма скромных масштабах, легко выправляемых. Разрешение же снимка выглядит достойно и в центре, и на краю.

Для получения законченной картины закроем на 105 мм диафрагму до оптимальных f/9. Резкость стала немного выше и равномернее, виньетирование стало ненавязчивее, хроматику найти можно, но нужно стараться — серьезного воздействия на восприятие изображения она не оказывает.

Обратим внимание на готовность объектива противостоять «зайцам», возникающим из-за контрового света в кадре. Результаты получились разнообразные. В некоторых ситуациях солнце в кадре оказывало умеренное влияние на качество изображения. Переотражения хоть и наблюдались, но были немногочисленными.

В других ситуациях результатом прямого света в объектив становились более чем заметные многочисленные блики. Так что за этим свойством объектива надо наблюдать внимательно. Если это не является осознанным художественным приемом, подобная засветка может испортить кадр.

Посмотрим на такую небезынтересную художественную составляющую фотографии, как зона нерезкости. В зависимости от выбранной оптической схемы и конструкции диафрагмы она может принимать разные очертания на разных объективах. В первую очередь стоит отметить, что с Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM безусловно можно добиться ощутимого размытия планов, но усилий придется потратить больше, чем на фиксах или более светосильных зумах. Все-таки диафрагма f/4 — не самый большой помощник в этих вопросах.

Тем не менее, благодаря скругленной диафрагме «боке» выглядит ровным, аккуратным, с круглыми бликами. Неназойливо, что скорее плюс для репортажа.

Как было заявлено в начале статьи, не самую высокую для профессиональных зумов светосилу отчасти компенсирует стабилизатор. Конечно, стабилизатор не диафрагма, короче выдержку не сделает, так что он не поможет нам «заморозить» движение, но устранить дрожание рук ему должно быть по силам. Это проблема обычно тем актуальнее, чем большее фокусное расстояние используется на объективе. Установим 105 мм и посчитаем: по традиционному правилу при таком фокусном расстоянии нам следует поставить выдержку не длиннее 1/125 с во избежание смазов. Заявленные 4 ступени экспозиции, которые компенсирует объектив, должны дать нам возможность сделать резкий кадр на выдержке 1/8 с. Проверим, будет ли это выполнимой задачей.

К моему удовольствию, на 1/8 с я получил стабильный кадр, не прилагая к этому значительных усилий — снимал стоя, без дополнительной точки опоры и не задерживая дыхание. Конечно, съемка со стабилизатором — на практике всегда в определенной степени лотерея, так что дубли стоит делать в любом случае, на максимальных 4 ступенях все же не каждый кадр будет достаточно стабилен. Но, тем не менее, на все 4 ступени можно рассчитывать.

Рассматриваемый объектив оборудован ультразвуковым мотором, обеспечивающим действительно быструю фокусировку. При съемке сюжета с двигающимся объектом мы имеем возможность убедиться, что фокусировка не только быстрая, но и точная. Вся серия кадров с водителем скутера оказалась предельно резкой.

Теперь отправимся вместе с нашим объективом на съемочную площадку кинофильма и устроим ему проверку на «профпригодность» для серьезной работы. Результаты этой фотосессии приведены в галерее в конце статьи

С точки зрения конструкции, никаких сложностей или недостатков обнаружить не удалось. Кольца фокусировки и изменения фокусного расстояния удобны, переключатели надежны, корпус монолитен.

Скорость, точность и сам процесс фокусировки также были на высоте — придраться и здесь не к чему.

В ходе проведения съемки понимаешь, что не возникает желания сменить объектив даже для отдельных кадров. Маленькое фокусное расстояние 24 мм позволяет снимать в гуще событий, а 105 мм обеспечивают как качественные портреты, так и съемку с расстояния.

До идеала объектив не дотягивает лишь по светосиле, но это, увы, плата за универсальность. С учетом того, что идеальных объективов не может быть в принципе, это один из лучших кандидатов на звание такового.

Качество фотографий на открытых и средних диафрагмах — от очень хорошего до отличного. Отсутствуют заметные искажения, резкость на достойном уровне. Все полученные фотографии по своим техническим характеристикам меня устроили.

Выводы по практической съемке

Сведем воедино все факты, наблюдения и результаты лабораторных исследований. Что ж, объектив не зря причислен к L-серии. Высокое качество исполнения, высокие оптические характеристики, достигнутые, несмотря на большую для профессионального объектива универсальность — в общем, Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM практически лишен недостатков. Конечно, как у любого зума, здесь мы наблюдаем некоторое снижение качества изображения на самых широких и длинных фокусах. Да, светосила всего f/4, но она в ряде случаев более чем полностью компенсируется наличием стабилизатора. К тому же объектив и так весит почти 800 г. Представляется, что при попытке достичь более высоких показателей светопропускаемости объектив вырос бы в весе и размере до уже неприличных для стандартного зума размеров. Налицо очень сбалансированный универсальный объектив, который подойдет для очень широкого спектра задач. Принимая во внимание его стоимость от 50 тысяч рублей (хотя «белая» цена на момент подготовки статьи все-таки составляла 75 тысяч), это настоящий подарок для всех владельцев полноформатных камер Canon.

Галерея

Фото: Петр Покровский

Благодарим компанию Canon за объективы и фотокамеру, предоставленные для тестирования

Объектив Canon 24-105mm 1:4L IS USM на кроп и полный кадр. Стоит ли покупать?

Иногда у человека возникает совершенно нормальное желание — на что бы потратить N рублей, чтобы было круто, стильно и для души. Особенно это желание обостряется, когда эта сумма образовалась неожиданно и лежит в кармане, приятно оттягивая его. Если при всем при этом вы заядлый фотограф, то скорее всего, вы будете смотреть на фототехнику — новые фотокамеры, объективы, вспышки и прочие принадлежности.

Объектив Canon EF 24-105mm 1:4 IS USM L — один из самых популярных и распространенных штатных объективов в системе Canon EOS. Их две версии, в данной статье речь пойдет о первой, которая выпускалась с 2005 года и продержалась на конвеере не меньше 10 лет. Несмотря на то, что на данный момент он является морально устаревшим, он более чем актуален, о чем свидетельствует большое количество объявлений о покупке и продаже этого объектива на сайтах типа Авито или Юла. Что сделало этот объектив таким популярным?

  • Удобный диапазон фокусных расстояний
  • Очень хорошее для зума качество картинки
  • Постоянная светосила
  • Возможность применения как на кропе, так и на полном кадре
  • Быстрая и бесшумная фокусировка
  • Стабилизация изображения
  • Пыле/влагозащита
  • Красное колечко, улучшающее карму фотографа

Объектив — мечта? За те деньги, которые он стоил (и стоит сейчас б/у) — практически да.

Конструктив объектива

Оптическая схема объектива состоит из 18 элементов в 13 группах, среди которых 3 асферических и 1 низкодисперсный элемент. Диафрагма 8-лепестковая, меняется в пределах от 4 до 22 на всем диапазоне фокусных расстояний.

Объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM имеет добротную конструкцию, в которой преобладает металл и высококачественный пластик. Имея многолетний опыт эксплуатации этого объектива могу сказать, что у меня ни разу не возникло претензий к его конструкции. Никаких люфтов, перекосов, скрипов и посторонних звуков не появилось, резиновые кольца зума и фокусировки не растянулись, как это бывает на многих других объективах в преклонном возрасте.

У объектива телескопическая конструкция с одной подвижной секцией. В сложенном состоянии длина составляет 11 см (wide), в разложенном — 14 см (tele). Со временем у объектива начинает самопроизвольно выезжать хобот, в принципе, это свойственно всем зумам с подобной конструкцией.

Объектив имеет резьбу под светофильтр 77 миллиметров. Рекомендуется использовать светофильтры с узким кольцом (slim), так как широкие могут вызывать виньетирование на 24 мм (на полнокадровых камерах).

Разрешающая способность, виньетирование, хроматические аберрации

В центре кадра объектив вполне резкий на всех фокусных расстояниях начиная с открытой диафрагмы. Цифры приводить не вижу смысла, так как для разных матриц они разные, если интересно — их можно узнать по на этом графике с сайта opticallimits.com. По субъективным ощущениям — при проявке RAW с Canon EOS 5D Mark II картинка резкая, на ней видны все листочки и почки на ветках. По краям разрешающая способность меньше, чем в центре, причем наиболее это заметно на открытой диафрагме в диапазоне 70-105 миллиметров. Но стоит зажать диафрагму до 8, никаких претензий к резкости по краям не возникает ни на кропе, ни на полном кадре.

На полнокадровой матрице объектив заметно виньетирует на 24 миллиметрах:

Да, весьма заметно! Но стоит закрыть диафрагму до 8, оно практически полностью исчезает. Еще виньетирование в один клик давится в Фотошопе или Лайтруме, единственное к чему нужно быть готовым — на скорректированных фотографиях возможно появление шумов по углам, так как экспокоррекция в этих областях требуется намелая.

Курсивной рамкой отмечена та область картинки, которая попадает на кропнутую матрицу. Из этого можно сделать вывод, что на кропе виньетирование практически отсутствует.

Хроматические аберрации если и присутствуют, то очень несущественные и вполне безболезненно давятся в редакторе.

Объектив в работе

Я снимал на Canon 24-105mm 1:4L в течение лет 8 как минимум и никаких претензий к объективу у меня не возникло. Автофокус работает быстро и точно, стабилизатор позволяет снимать с рук с выдержкой 1/10 секунды статичные сцены (пейзаж, город). Постоянная светосила сильно облегчает работу в ручном режиме — при изменении фокусного расстояния уровень экспозиции не гуляет как на более дешевом Canon EF 24-105 1:3.5-5.6 IS STM.

В плане наддежности — могу привести только факты. Лично был свидетелем сцены как у одного товарища такой объектив выпал из рук на асфальт — разбился защитный фильтр, но объектив после этого продолжил функционировать как будто ничего не произошло. С другой стороны, знаю одну менее приятную историю, когда у такого же объектива после 3 лет эксплуатации вышел из строя шлейф управления диафрагмой. Со слов мастера это «фирменный» баг этого объектива. То есть как повезет.

В плане габаритов и веса — смотря с чем сравнивать. По сравнению с оптикой для кропа объектив Canon 24-105 выглядит огромным и тяжелым, но после того как поснимаешь на Canon 24-70 1:2.8L больше килограмма весом, «двадцать четыре — стопятка» кажется пушинкой 🙂

Примеры фотографий на Canon EOS 400D (APS-C, кроп 1.6)

На кропе объектив 24-105мм с точки зрения эквивалентного фокусного расстояния похож на псевдотелевик. Эквивалентное фокусное расстояние получается от 38 до 168 миллиметров, это дает возможность снимать на него от пейзажей с умеренно широким углом до умеренного телефото. Птиц и зверей, конечно, снимать не получится, но фрагменты и крупные планы — всегда пожалуйста!

Иногда бывают ситуации, когда широкого угла не хватает, но это бывает редко и практически всегда можно выбрать такую точку съемки, что в кадр помещается все что нужно. Исключение — фотосъемка в тесных помещениях, здесь уже ничего не поделаешь. Зато фокусное расстояние и светосила на длинном конце позволили мне отказаться от необходимости таскать с собой телеобъектив Canon 75-300mm F/4.0-5.6 IS USM (в основном я его использовал в диапазоне до 150 мм, так как дальше резкость картинки существенно снижалась) — в путешествиях и поездках это большой плюс.

Примеры фотографий на Canon EOS 5D (полный кадр)

Наибольшую часть фотографий я сделал именно на «первопятак», под который этот объектив, собственно и покупался. Постараюсь показать те, которые прошли минимум обработки:

Выводы

Лично мне объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM очень нравится (несмотря на то, что «пафосные фотографы» пишут про него много гадостей), он верно служит мне с 2011 года и ни разу у меня не возникло чувство сожаления, что я купил именно его. Это рабочая лошадка, которая пригодится для репортажки и для «тревела».

Положительные качества — очень хорошая цветопередача, резкость и контрастность изображения. Понравилась работа автофокуса — быстрая и четкая. Стабилизатор хорошо держит картинку, позволяя снимать без штатива с выдержкой до полусекунды. Резкость и цветовой оттенок картинки не меняются при зумировании, как это часто бывает у недорогих объективов. Постоянная светосила не меняет яркости картинки при зуммировании — это оценят любители снимать в ручном режиме. За весь срок службы внутри не появилось ни одной пылинки. Объектив передает картинку такой, какая она есть, практически ничего от себя не добавляя — вот главное его достоинство!

Если говорить о недостатках объектива — все довольно субъективно. Я для себя существенных минусов в нем не нашел. Естественно, совершенству нет предела — кому-то не хватает светосилы, кто-то считает его рисунок слишком скучным. Но, ребята, что вы ждете от зума? Хотите рисунок и светосилу — вам прямая дорога к фиксам.

Есть более обоснованные претензии, связанные с моральным устареванием объектива. На современных многомегапиксельных матрицах, возможно кому-то он покажется «мыльным» — вполне обоснованно, так как он создавался тогда, когда пределом мечтаний было 21 мегапиксель на полном кадре и 12-15 на кропе.

Ну и возможность попасть на деньги с «фирменной» поломкой шлейфа диафрагмы — ее не стоит сбрасывать со счетов, покупая этот объектив в ушатанном состоянии «за дешево».

Обзор и тест объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM

Как описать Canon EF 24-105mm f/4 L IS USM парой слов? Я скажу так — мечта путешественника. В этом обзоре еще больше слов и букв, и все они об идеальном зуме для путешественника . Не поленитесь почитать )

Объективы Canon EF 24-70mm f/4L IS USM, EF 24-70mm f/2.8L II USM, EF 24-105mm f/4L IS USM, EF 24-105mm f/4L IS II USM

EF 24-70mm f/4L IS USM, EF 24-70mm f/2.8L II USM, EF 24-105mm f/4L IS USM, EF 24-105mm f/4L IS II USM

В линейке Canon для полнокадровых камер есть лишь два диапазона зумов, умеющих снимать пейзажи и портреты. Это диапазоны 24-70mm и 24-105mm. Первый диапазон представлен двумя объективами — светосильным Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и поскромнее Canon EF 24-70mm f/4L IS USM. В диапазоне же 24-105mm только пара объективов с максимальной диафрагмой F4: EF 24-105mm f/4L IS USM 2005 года и его обновленная версия EF 24-105mm f/4L IS II USM, вышедшая на рынок в августе 2016 года.

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 7 1

Canon EF 24-105mm f/4L IS USM EF 24 105mm 4L IS USM

Этот обзор посвящен первой модели. Кстати, за пределами L-серии есть еще объектив Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM с шаговым приводом автофокуса и переменным диафрагменным числом.

Итак, Canon EF 24-105mm f/4L IS USM. Объектив выпускается с мая 2005 года. Его можно купить как самостоятельную единицу, так и в китовом комплекте с профессиональной или полупрофессиональной камерой от Canon. Причем в комплекте с камерой объектив обойдется значительно дешевле. В моем парке это объектив появился в 2013 году именно в комплекте с камерой Canon EOS 6D, и с тех пор служит верой и правдой. Бытует мнение, что кИтовые объективы — не лучший выбор, но здесь, поверьте, не тот случай. Он действительно хорош для своих задач.

Дизайн

Не смотря на свои внушительные габариты, Canon EF 24-105mm f/4L IS USM довольно легок и весит лишь 670 грамм.

Оптическая схема Canon EF 24 105mm f4L IS USM

Оптическая схема Canon EF 24 105mm f4L IS USM

Довольно скромный вес при таких размерах обусловлен размером стекол внутри. Не смотря на их количество, большинство из них малого диаметра и, соответственно, легкие. Оптическая схема включает 18 элементов в 13 группах, имеет один Super UD и три асферических элемента. Да, этот объектив достаточно дорог в производстве. Однако Canon удается держать вполне приемлемый ценник, судя по всему, зарабатывая на объеме, а не на рентабельности.

Диаметр объектива составляет 83 мм и обусловлен диаметром передней группы линз. Длина диктуется оптической схемой, она переменная и составляет от 107 мм при фокусном расстоянии 24 мм и 146 мм при фокусном расстоянии 105 мм.

Canon EF 24 105mm 4L IS USM

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 4 1

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 3 1

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 7 1

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 9 1

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 12 1

Canon EF 24 105mm 4L IS USM 5

Качество сборки характерно для эLек высокое. Меня лишь расстраивает незначительный люфт хобота в корпусе. Он не то чтобы болтается, но слегка люфтит.

Как и все представители L-серии, объектив имеет металлический корпус и байонетное крепление с влагозащитным резиновым уплотнительным кольцом. Оно защитит от попадания капель дождя через байонетное крепление. Соединение, думаю, останется герметичным и при погружении в воду, однако другие соединения вряд ли спасут от протечек. Выдвижной хобот имеет уплотнительные кольца пылезащиты, которые не пустили ни пылинки внутрь моего 24-105, эксплуатируемого с 2013 года.

Диафрагма построена на 8 скругленных лепестках, что дает отрисовку достаточно мягкого боке и 16-лучевых звездочек на кадрах с яркими точечными источниками света.

IMG_8719

В комплекте с объективом вы получаете 4-лепестковую бленду с байонетным креплением. Внутренняя поверхность бленды отделана текстильным матовым материалом, призванным исключать отражения и блики. Однако на этом текстиле имеет свойство скапливаться пыль, вычищать которую крайне проблематично. В комплекте также две фирменные крышки защиты линз и симпатичная кожаная сумочка хранения и переноски. Резьба для защитных фильтров имеет диаметр 77 мм.

IMG_8717

На объективе четыре элемента управления — фокусировочное кольцо, кольцо изменения фокусного расстояния, переключатель AF/MF и переключатель стабилизатора ON/OFF. Сверху на корпусе имеются две шкалы. Вполне читаемая и достаточно информативная шкала фокусных расстояний и пригодная лишь для приблизительной оценки шкала дистанции и глубины резкости. Она слишком лишь миниатюрная, а насечек недостаточно для сколь-нибудь годных измерений.

С точки зрения эргономики, объектив хорош, как и любой другой из L-серии. Все элементы управления расположены на своих привычных местах, традиционных для L-серии объективов Canon. Переключатели поставлены под большой палец левой руки, легко узнаваемы тактильно и требуют доли секунды на переключение. Резиновые кольцо фокусировки с насечками имеют комфортный размер. Диапазон регулировки кольца фокусировки составляет около 120 градусов, у кольца ФР около 40 градусов. Последнее имеет жесткие остановки на краях диапазона. Кольцо фокусировки же имеет тактильную индикацию границ диапазона регулировки, однако прокручивается и дальше.

Canon EF 24 105mm F4L IS USM00003

Canon EF 24 105mm F4L IS USM

Объектив имеет диапазон значений диафрагмы от F4 до F22. В паре с оптическим стабилизатором этого вполне достаточно для реализации широкого круга творческих замыслов.

Объектив совместим со всеми зеркальными камерами Canon EOS, имеющими байонетное соединение Cannon EF, а также с беззеркальными камерами Canon EOS R через адаптер CANON Mount Adapter EF-EOS R Control Ring.

Для уменьшения минимальной дистанции фокусировки объектив можно использовать с удлинительными тубусами EF12 II или EF25 II.

Объектив нельзя использовать с экстендерами Canon Extender EF 1.4Х и 2.0Х т.к. они не предназначены для работы с объективами, имеющими фокусное расстояние меньше 135 мм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *