Мультиэкспозиция как снимать на canon
Перейти к содержимому

Мультиэкспозиция как снимать на canon

  • автор:

В глазах двоится: мультиэкспозиция на плёнке, цифре, смартфонах и в Photoshop

Что делать, если хочется экспериментов и удивить клиента необычными кадрами, но нет времени и желания докупать технику и примочки для камеры, долго и муторно заниматься сложной подготовкой?

Ловите подробный гайд о том, что такое мультиэкспозиция и как её сделать, чтобы вы легко и быстро получали эффектные снимки с минимумом временных затрат.

Что такое мультиэкспозиция

Мультиэкспозиция или двойная экспозиция — это творческий приём в фотографии, когда на одном снимке совмещают два и более кадров, накладывая один поверх другого с разной непрозрачностью.

Изначально экспозиция в фотографии — это количество света, которое получает матрица или фотоэмульсия в цифровом или пленочном фотоаппаратах. Поэтому, если снимок получился слишком светлым, то его называют пересвеченным или переэкспонированным, а слишком тёмный снимок — недоэкспонированным. Когда мы делаем мультиэкспозицию, свет на один и тот же кадр попадает минимум два раза, проявляя в одном кадре разные сцены.

Как сделать мультиэкспозицию на плёночном фотоаппарате

Мультиэкспозиция — это не изобретение навороченных зеркальных камер с огромными возможностями для экспериментов. Впервые этот эффект получили именно на плёнке.

Суть в том, чтобы наложить две сцены на один и тот же отрезок плёнки. Для этого придется использовать её несколько раз — после того, как снимете «базовые» кадры, нужно отмотать её и поставить в фотоаппарат заново, как вы бы сделали это с новой плёнкой.

Главная сложность — точно совместить «нижний» и «верхний» кадры. Для этого отметьте карандашом или маркером границы кадра, когда впервые будете заправлять пленку, чтобы во второй раз расположить её точно также.

Из-за этих нюансов качественного результата сложно добиться спонтанно — нужно изначально решить, что эта плёнка будет посвящена мультиэкспозиции, ведь, когда вы будете отмерять ширину кадра, первые снимки точно засветятся. Кроме того, нужно точно помнить, что изображено на каждом из кадров, чтобы мультиэкспозиция получилась со смыслом.

Если хотите упростить себе задачу — купите плёночную камеру со встроенной функцией мультиэкспозиции. Такие фотоаппараты позволяют делать новый кадр, не проматывая пленку на следующий. Например, эта функция есть в фотоаппаратах «Смена-8М», «Любитель» и компактных камерах (тех, на которые все мы фотографировались в 90-ые) Samsung Slim Zoom 145s, Samsung Fino 115s, Rollei Prego моделей 145, 115, 90.

Мультиэкспозиция на Nikon, Canon, Sony, Fujifilm

Сейчас почти во всех цифровых фотоаппаратах есть функция мультиэкспозиции. Достаточно зайти в меню фотоаппарата и выбрать соответствующий режим съемки, но есть нюансы.

Как сделать мультиэкспозицию на камерах Nikon

Убедитесь, что ваша камера способна снимать в этом режиме. Найдите эту функцию в меню фотоаппарата. Почти готово! Осталось только выбрать настройки и начать фотографировать.

Возможные настройки для съемки в режиме мультиэкспозиции
  • Количество снимков. Сколько фотографий войдет в ваш финальный кадр. Например, в фотоаппаратах Nikon Z6 и Nikon Z7 мультиэкспозицию можно составить из максимум 10 кадров.
  • Режим наложения. То, как экспозиции кадров, их светлые и темные участки будут взаимодействовать между собой:

— Добавить. Экспозиции накладываются без модификаций, осветления или затемнения, как есть. Именно так работает двойная экспозиция в плёночных фотоаппаратах;

— Среднее. Каждый кадр осветляется в зависимости от того, сколько экспозиций задействовано для снимка. Спасает от пересветов;

— Осветление. Для составления финального кадра камера использует только самые светлые области. Получается, если вы сфотографируете ночное небо и наложите на неё воду ярким солнечным днём, то там, где было небо, останется кусок изображения с более светой водой.

— Затемнение. Камера сравнивает изображения и оставляет тот участок, что темнее. Как в примере выше, только наоборот.

К слову, схожие режимы наложения есть в Photoshop, и с помощью них можно делать мультиэкспозицию в графическом редакторе.

  • Сохранить все значения экспозиции. Все фотографии, задействованные в мультиэкспозиции, дополнительно сохраняются на карте, независимо друг от друга.
  • Выбор первой экспозиции. Если вы фотографируете в RAW, то можете назначить кадр, поверх которого запишете все остальные.

Если включена серийная съёмка, мультиэкпозиция будет записываться до тех пор, пока вы держите кнопку спуска затвора. Отличие от обычной серийной съёмки в том, что все сделанные экспозиции записываются на одном кадре.

Для серийной съёмки задайте интервал между снимками, чтобы фотоаппарат при нажатии кнопки затвора делал фотографии с задержкой. Тогда, если вы снимаете, например, спортсмена, будут видны отдельные рывки при движении.

Некоторые модели камер упрощают фотографу жизнь, позволяя видеть предварительный результат, если включить режим Live view. Но не все. Например, в Nikon D850 нужно обязательно выключать этот режим, иначе камера не позволит начать фотографировать.

Как сделать мультиэкспозицию на Canon

У этого производителя мультиэкспозиция есть у многих моделей: Canon 90D, 7D Mark II, 6D Mark II, 5D Mark III, 5D Mark IV, R5, R6, беззеркалки RP и других.

  • В меню выбираете режим «Мультиэкспозиция».
  • Настраиваете количество кадров, которое будет задействовано в фотографии. Canon, также как и Nikon, позволяет выбрать в диапазоне от двух до 10 кадров на снимок.
  • Выбор режима наложения (или режима объединения):

— Аддитивный. Накладывает одну картинку поверх другой, объединяя их яркость. Исходный кадр получается чуть светлее, так как экспозиции суммируются;

— Усредненный. Сам корректирует экспозицию там, где кадры накладываются, чтобы в этих местах фотография не получилась пересвеченной;

— Яркий. При наложении друг на друга светлых и тёмных пикселей, на финальном кадре остаются более светлые;

— Тёмный. Приоритет на тёмные участки изображения. Более светлые части изображения пропадают с кадра.

Предварительный результат можно отслеживать в режиме Live View. Например, в Canon EOS 6D вы сразу увидите, как будет выглядеть финальное совмещенное изображение.

  • Режим непрерывной мультиэкспозиции. Эффект, который создается во время серийной съемки. Хорошо передает динамику, движение. Например, при съёмке спортсменов или танцоров. Подойдет выдержка в районе 1/2000, а количество кадров в мультиэкспозиции — от 2 до 5.

Как сделать мультиэкспозицию на Fujifilm

Из большинства камер Fujifilm, например, GFX 50R, GFX 50S, X-A5, X-Pro2 мультиэкспозицию можно сделать только из двух снимков.

  • Выбираете в меню «Многократная экспозиция»;
  • Сделайте снимок и нажмите OK. После этого измените композицию кадра и сделайте ещё одну фотографию.

Как сделать мультиэкспозицию на Sony

То, что мы подразумеваем под привычной мультиэкспозицией, в камерах Sony нет. Но Sony a7R III позволяет снять четыре изображения подряд, чтобы каждый пиксель захватывал информацию из красного, зелёного и синего каналов.

Такие кадры имеют больше информации о цвете, расширяется динамический диапазон кадра, снижается уровень шума. В итоге на вашей карте памяти остается четыре изображения, которые потом можно совместить в графических редакторах.

Но даже на камере без поддержки мультиэкспозиции можно подготовить кадры, которые вы потом совместите в графическом редакторе, создав тот же самый эффект.

Как сделать мультиэкспозицию в Photoshop

  • Выбираем два изображения — «базовое» и второе, которое наложим сверху.
  • Перетаскиваем одно на другое.
  • Выбираем режим наложения, который дает приятный глазу результат. Скорей всего, лучшие эффекты дадут режимы наложения: Затемнение, Осветление, Экран, Перекрытие, Мягкий свет, Жёсткий свет.
  • Регулируем силу эффекта с помощью параметра Непрозрачность, а также набрасываем на верхнее изображение маску, по которой с помощью чёрной и белой кисти проявляем или стираем эффект наложения там, где нужно.

Преимущество графического редактора в том, что вы регулируете вид каждого кадра в мультиэкспозиции, а также полностью контролируете результат. Создание эффекта занимает всего пару минут.

Мобильные приложения для создания мультиэкспозиции

Яркие кадры с мультиэкспозицией можно создать и на смартфоне. Для этого потребуется специальный софт. Вот несколько приложений, которые умеют создавать изображения с таким эффектом:

  • Pixlr
  • Snapseed (урезанный режим создания мультиэкспозиции)
  • Blend Photo Editor
  • Square Pic Collage
  • Blend Pic Collage

Лайфхак для тех, кому не понравилось ничего из вышеперечисленного: если вбить в Play Market или AppStore слова «multiexpo», «двойная экспозиция», «photo blend», поисковик выдаст несколько десятков платных и бесплатных приложений.

Мультиэкспозиция в фотографии

Нужно объединить несколько кадров в один? Скачайте ФотоМАСТЕР:

Для Windows 11, 10, 8, 7 и XP. Быстрая установка.

Основные приемы мультиэкспозиции

Евгения Соколова

Изучая новые приемы съемки, вы становитесь конкурентоспособнее как фотограф. Профессиональный фотохудожник может через одну только картинку рассказать целую историю. Мультиэкспозиция в фотографии — одна из фишек, которая ему в этом помогает. В статье мы расскажем, как создать творческий эффект двойной экспозиции на фотоаппарате или без него — с помощью одной только программы.

Съемка мультиэкспозиции

Результат в программе ФотоМАСТЕР

Что такое мультиэкспозиция

Когда использовались пленочные камеры, многократная экспозиция часто возникала по ошибке фотографа. Эффект получался при двойном воздействии на один участок пленки. Сейчас многие цифровые фотокамеры оснащены функцией мультиэкспозиции для создания необычных и художественных кадров.

Значение термина

Мультиэкспозиция — это объединение двух и более фотоснимков в один. Создать фотоснимок с двойной экспозицией можно сразу в камере или добавить его искусственно в программе для редактирования фото.

Мультиэкспозиция на фото

Изображение с приемом

Как использовать эффект в фотографии

Прием применяется не только для создания художественных кадров, но и при обработке неудачных изображений. Например, при портретной съемке напротив окна можно сделать кадры с двумя значениями диафрагмы.

На одном фото выставляются параметры для получения светлого лица и пересвеченного окна. На втором изменяются значения диафрагмы и выдержки для получения четкой улицы через окно. Затем картинки совмещаются в редакторах.

Эффект мультиэкспозиции

Пример обработки

Также мультиэкспозицию используют в подводной фотосъемке. Один кадр делают с рыбой или другим морским организмом, а второй — на мелководье. Так фотоснимок будет выглядеть реалистичнее.

Съемка под водой

Подводная фотосъемка

Как снимать мультиэкспозицию

Фотоматериал с многократной экспозицией чаще всего создается при постобработке, однако некоторые современные камеры предлагают потребителю встроенные режимы мультиэкспозиции.

Далее вы можете ознакомиться со списком техники, которая содержит эту опцию:

  • Canon EOS-1D X, EOS 6D и другие устройства компании.
  • Большинство зеркальных фотоаппаратов Nikon.
  • Линия оборудования OM-D от компании Olympus.
  • Цифровые фотокамеры Sony A6X и A7.

Canon EOS 6D

Помимо фотокамеры вам также пригодятся:

  • пульт дистанционного спуска затвора;
  • внешняя вспышка или кольцевой свет;
  • штатив;
  • однотонная ткань для создания фона.

Даже при использовании встроенных опций потребуется коррекция в фоторедакторах. Необходимо настроить освещение фотоснимка и точечно затемнить или осветлить определенные области.

Пример объединения

Портрет можно соединить с уличными фотокарточками

Как сделать мультиэкспозиция в фотоаппарате на примере Canon EOS 6D

Для использования функции мультиэкспозиции на Canon EOS 6D сделайте следующее:

    Нажмите кнопку меню

С помощью мультиконтроллера перейдите на вкладку «Настройка съемки». Выделите «Мультиэкспозиция» и нажмите «Установить». Включите параметр, а затем вернитесь назад в меню.

Появится опция «Количество экспозиций». Это определяет, сколько изображений будет объединено.

В этой вкладке нужно выбрать, что вы хотите создать — один снимок с эффектом или непрерывную мультиэкспозицию.

Если вы фотографируете в режиме LiveView, на экране будут отображены объединенные на данный момент экспозиции.

Меню фотоаппарата

Меню настройки

Как сделать мультиэкспозицию на ПК

Если качество экспозиции с камеры вас не устраивает, можно добиться ее в специальной программе. Удачно реализована эта опция в редакторе ФотоМАСТЕР, где есть удобные автоматические и ручные инструменты для обработки снимков. Он содержит галерею встроенных эффектов, работает с RAW-файлами и выполняет пакетное редактирование. Предлагает удобный русскоязычный интерфейс и отличается простотой в использовании.

Вы можете скачать фоторедактор бесплатно по ссылке и установить на все версии Windows.

Как объединить несколько кадров в одно фото в программе:

Запустите дистрибутив и пройдите стандартные этапы инсталляции.

Запустите приложение и в стартовом меню кликните на кнопку «Открыть фото». Для обработки подойдут файлы
любого популярного формата — JPEG, PNG, BMP, RAW или др.

ФотоМАСТЕР

Интерфейс ПО

Перейдите во вкладку «Инструменты» и нажмите на опцию «Вставка картинки» — «Наложить изображение из файла». Растяните фотоматериал и настройте прозрачность материала.

Наложите второй снимок

Примените изменения

Кликните «Файл» — «Быстрый экспорт». Выберите формат и выведите итог на ПК.

Сохраните результат

Итоговый материал

Приемы мультиэкспозиции

Перед созданием творческого коллажа с двойной экспозицией стоит подготовиться. Как модели вести себя во время съемки и какие вообще фотографии можно сделать? Вот несколько идей.

Вы можете использовать карточки с отражением. Объедините кадр отражающей поверхности с пейзажем или дорогой.

Капли дождя на стекле

Капли дождя на стекле добавят драмы в кадр

Портреты лучше всего соединить с фотографиями, которые имеют детализированную текстуру. Например, кадры леса, песка, гор, растений, моря и т.д. Портретные изображения должны содержать минимум деталей и однотонный фон.

Наслаивание картинок

Наложите на фотоснимок пары картинку с лесом

Черно-белая палитра усиливает эмоции на фотоизображениях с многократной экспозицией. Чтобы сделать необычную картинку, можно стилизовать материал под пленочную фотокарточку.

Черно-белое фото

Пример черно-белого фотоизображения

Многие фотографы при съемке мультиэкспозиции работают с тенями и силуэтами людей. Поверх темной области можно наложить пейзажные кадры, изображения цветов и растений, световые картинки и т.д.

Экспериментируйте с тенями и силуэтами

Соедините профиль человека с городским пейзажем

Соедините несколько снимков модели. Они могут отражать разные эмоции, давать эффект призмы или движения и т.д.

Объедините изображения из одной фотосессии

Склейка фотокарточек с одной моделью

Чтобы рассказать историю и создать эмоциональный образ, соедините изображения двух людей.

Подберите фотоматериал, который был снят при схожих условиях. Если одна карточка была сделана в солнечный день на улице, а вторая — в помещении при недостатке света, эффект будет выглядеть нереалистично.

Соедините двух людей

Обе картинки были сняты на улице

Заключение

Теперь вы знаете, как оформить эффект мультиэкспозиции. При создании работ помните, что подбор фотоснимков может быть сложным процессом. Некоторые картинки не будут сочетаться независимо от обработки. Если наложение плохо смотрится, попробуйте соединить другие фотографии. Экспериментируйте с кадрами и пробуйте необычные сочетания! Все, что вам нужно, — это ваши фотоснимки, редактор ФотоМАСТЕР и свободное время.

Мультиэкспозиция в Canon 5D Mark III

Как же использовать многократную экспозицию на вашем фотоаппарате и не прибегать к редакторам, таким, как Photoshop для создания аналогичного эффекта?

Современные цифровые фотокамеры обладают множеством опций, о некоторых из них мы не знаем и не догадываемся. В прошлом году мы приобрели Canon 5D Mark III и через некоторое время обнаружили несколько интересных функций, с которыми раньше нам не приходилось сталкиваться. Откопав в настройках фотоаппарата функцию двойной экспозиции, мы немедленно начали экспериментировать. Поначалу, конечно, не особо получалось, но на освоение всего нового нужно время.

Сара: Однажды, на съемке свадьбы я вспомнила об этой малоизведанной мной на тот момент возможности фотоаппарата. Я сидела с невестой на скамейке неподалеку от деревьев и решила немного поэкспериментировать с двойной экспозицией. Вот что из этого получилось:

После того, как мы опубликовали на своем сайте эту фотографию, посыпались вопросы вроде: “Как вы это сделали?!”

В этом видео мы подробно рассказали обо всем процессе создания фотографии с двойной экспозицией:

Перевод видео:

Привет, я Сара и сегодня я расскажу вам, как пользоваться функцией двойной экспозицией на вашем фотоаппарате. В прошлом году я сама впервые столкнулась с этой чудесной возможностью своего фотоаппарата и с тех пор регулярно получаю сообщения с вопросами о том, как же сделать подобное фото. Техника эта зародилась во времена пленочной фотографии, но сегодня возможно использовать ее и на некоторых цифровых камерах. Я собираюсь продемонстрировать вам эту технику на Canon 5D Mark III.

Итак, давайте рассмотрим Меню, расположенное на задней части корпуса фотоаппарата. В верхнем левом углу находится кнопка с кистью, нажав на нее, вы перейдете в небольшое меню. Иконка, расположенная по центру, отвечает за функцию многократной экспозиции. Нажимаем на нее. Чтобы включить функцию необходимо в ниспадающем меню выбрать On: Func/Ctrl.

Режим мультиэкспозиции выбираем Additive (Дополнение), так как работает аналогично тому, как работает двойная экспозиция на пленочном фотоаппарате. Есть еще три режима, о которых я вкратце расскажу чуть позже.

Далее устанавливаем количество экспозиций. Я выбрала две, вы можете установить и больше, если хотите (No. of exposures – 2).

Мы будем сохранять все изображения, поэтому напротив графы Save Source Imgs выбираем All Images. Фотографировать будем в режиме непрерывной съемки, для этого выставляем Continuously напротив Continue Mult-exp.

Спускаемся ниже в меню. Здесь нас ждет весьма интересная опция, которая позволяет выбирать изображение в качестве базы из ранее сделанных снимков. Т.е. нет никакой необходимости делать базовую фотографию, на которую будет накладываться следующий кадр, сразу. Вы можете сделать несколько снимков и выбрать один, самый на ваш взгляд удачный, и работать с ним. Чтобы выбрать фотографию, в меню нажимаем на строку Select Image for mult. expo. Я, пожалуй, выберу фотографию, сделанную вчерашним вечером, в качестве основы. Выбираем фотографию, нажимаем на кнопку Set и Ok.

Итак, давайте сделаем несколько фотографий. Можно начать с силуэтов на фоне неба. В качестве основы используем непосредственно силуэт модели. А во время второй экспозиции заполнятся все темные области первой фотографии. У меня на камере имеется несколько заранее сделанных снимков, поэтому осталось найти подходящую текстуру, чтобы заполнить их.

В Mark III есть чудесный режим Live View, благодаря которому вы видите процесс наложения одного кадра на другой.

В настройках мы установили сохранение всех, сделанных снимков, т.е. на карте памяти сохраняются две фотографии по отдельности и результат наложения в Raw формате. Поэтому я могу показать вам До и После.

Иногда мне хочется сохранить детали лица и модели в целом. Если вы снимаете в условиях прямого солнечного света, можете повернуть лицо модели на солнце и немного недоэкспонировать снимок. Не забывайте использовать небо, благодаря которому объект съемки прекрасно отделяется от фона.

Фотографируя только верхушки деревьев, часть фотографии с небом заполнит базовое изображение, а темная область снимка с деревьями сохранит детали лица модели.

Мультиэкспозиция. Что это?

Двойная экспозиция появилась еще во времена пленочной фотографии — один кадр экспонировался дважды. Та область кадра, которая недостаточно экспонируется в первый раз, более восприимчива к свету после второго нажатия кнопки.

Вот небольшой перечень цифровых камер с функцией двойной экспозиции: 5D Mark III, EOS-1D X, EOS 6D, почти все цифровые камеры Niko, Fujifilm X PRO, Fujifilm X100S, Olympus, но это далеко не все.

Несколько полезных советов (для Canon 5D III)

  • Очень рекомендую пользоваться режимом Live View при создании фотографий с двойной экспозицией. Я только недавно поняла, насколько использование предварительного просмотра упрощает работу с многократной экспозицией. На экране отображается первое базовое фото и накладываемое на него второе фото, т.е. вы полностью контролируете весь процесс и видите результат. Раньше, когда я снимала, пользуясь только видоискателем, мне приходилось запоминать композицию первого кадра, чтобы удачно скомпонировать его со вторым.
  • Вы можете использовать изображения уже снятые и хранящиеся на карте памяти вашего фотоаппарата. Можно снять, к примеру, несколько силуэтов и воспользоваться ими позднее. Любой фотографией в памяти вашего фотоаппарата можно воспользоваться как базовой, снимая в режиме двойной экспозиции.
  • В настройках Мультиэкспозиции вы можете задать сохранение всех отснятых фотографий в Raw формате. Плюс в том, что вы можете сравнивать результаты, достигнутые при разных настройках и выбирать для себя наиболее подходящие параметры.

Я не стану повторяться и описывать все шаги в настройке фотокамеры, но скажу пару слов о некоторых из них в отдельности.

Func/Ctrl – используйте в большинстве случаев, эта опция позволяет выбрать базовое изображение.

ContShtng – используйте для съемки движущихся объектов, например, бегущего человека или сноубордиста в прыжке.

Режимы мультиэкспозиции:

Additive — В этом режиме фотоаппарат воспринимает свет почти как пленочная камера, поэтому чаще всего я пользуюсь именно им. Иногда фотографии необходимо немного недоэкспонировать.

Average — Уравновешивает свет, делает его более сбалансированным.

Bright — Рекомендуется использовать в ночное время.

Dark – Более яркие области в этом режиме подавляются.

Заключение

Теперь вы знаете, как пользоваться многократной экспозицией и можете делать совершенно любые фотографии, вопрос только в границах вашей фантазии.

Советую начать со съемки силуэтов, результаты порой превосходят все ожидания. Мне очень нравится использовать натуральные, природные текстуры для заполнения силуэтов: это могут быть цветы, деревья, вода, небо, да все, что угодно.

Силуэты могут быть полностью лишены каких-либо деталей, будучи полностью заполненными выбранной вами текстурой. Фотографируя, используя несколько другие приемы, о которых мы говорили ранее, можно сохранить детали на фотографии, например, черты лица модели.

Мультиэкспозиция

Мультиэкспозиция – это просто многократная экспозиция одного и того же кадра. При мультиэкспозиции матрица или пленка экспонируется несколько раз. Если говорить уж совсем просто – то камера “фотографирует” несколько раз, а в результате получается всего лишь одно изображение, при этом все отдельные фотографии совмещаются на одной. Как это выглядит – смотрите в примерах.

Мультиэкспозиция с двух снимков

Мультиэкспозиция с двух снимков

При создании снимка с помощью эффекта мультиэкспозиции сама очередь экспозиций (очередь фотографирований) действительно повторяется для одного и того же снимка на кассете пленки. В цифровой фотографии как таковой “чистой” мультиэкспозиции быть не может, так как исходным продуктом каждого снимка является цифровой файл с изображением. Но в то же время мультиэкспозиция на цифровых камерах реализована программно и достигается почти такой же эффект как и на пленке, а иногда куда лучше или хуже. В цифровых камерах мультиэкспозиция реализована с помощью объединения нескольких снимков в один, при этом камера может вносить или не вносить некоторые корректировки в наложение изображения. В данной статье больше затронута именно мультиэкспозиция на цифровые камеры, потому что опыта работы с пленкой у меня просто нет.

Мультиэкспозиция по двум кадрам

Мультиэкспозиция по двум кадрам

Выдержка при мультиэкспозиции

Для пленки нужно было рассчитывать выдержку для общего итогового кадра более сложно, нежели для каждого кадра по отдельности. Если на пленку просто сделать несколько снимков с нормальной, для каждого из них в отдельности, экспозицией, то итоговое изображение для мультиэкспозиции будет переэкспонированное (пересвеченное). Потому, каждый отдельный кадр на пленке в серии кадров для мультиэкспозиции нужно было делать с учетом экспонироания пленки другими снимками. Также, на пленке можно было делать МЭ по негативу или позитиву. В цифровой фотографии все гораздо проще – Вы делаете нужно количество снимков с нормальной экспозицией (для каждого кадра в отдельности), а камера после последенего снимка просто объединяет их в готовое изображение.

Мультиэкспозиция (МЭ) на ЦЗК (цифрозеркальных камерах)

Много современных камер имеют такую функцию, например, я пользовался МЭ на моих камерах Nikon D90, D80, D200, а вот на крошке Nikon D40 мультиэкспозиции попросту нет. Более дешевые камеры, на подобие моих Nikon D90, D80, имеют возможность делать мультиэкспозицию только по двум или трем снимкам. Более продвинутая Nikon D200 может делать снимок в режиме мультиєкспозиции из 10 отдельных снимков. Во время работы режима мультиэкспозиции камера будет оповещать Вас соответственным индикатором на дисплее или в видоискателе – на камерах Никон – это иконка с наложением двух снимков-прямоугольников. Мультиэкспозицию в любой момент можно отключить, если было сделано не все количество снимков в режиме мультиэкспозиции, то камера просто сохранит их по отдельности. Если мультиэкспозицию провести полностью, то итоговым изображением будет только один снимок. Довольно странно, что камера может сохранить снимок с мультиэкспозицией в формате RAW, всплывает вопрос, а какой же это RAW (сырые данные из матрицы) если камера сама “сшивала” одно изображение из других.

Проблемой нектоторых ЦЗК камер является тот факт, что мультиэкспозиция отключается автоматически через определенное время. На моих Nikon D90, D200, D80 мультиэкспозиция отключается через 30 секунд. Этот недостаток не позволит мне, например, снять один кадр города в МЭ утром, а второй вечером, для создания интересного эффекта. В этом плане пленочные камеры и МЭ с помощью ПО (программного обеспечения, по типу Photoshop) куда эффективней. Хотя, можно схитрить и воспользоваться функцией наложения снимков в камере, правда не все камеры это умеют. Тогда, можно снимать что угодно и когда угодно без режима МЭ, а потом накладывать кадры друг на друга.

Количество кадров в мультиэкспозиции

Вообще, мультиэкспозиция требует минимум 2 кадра, потому она и “мульти” – “много”. Максимум неограничен. Но на цифровых камерах, обычно стоит ограничения количества кадров для создания мультиэкспозиционного кадра. Для Nikon обычно это 3-10 кадров. Количество кадров как раз является преимуществом перед программным методом, так как каждую фотографию в Photoshop придется добавлять в МЭ-кадр вручную, а камера сделаем все сама.

Мультиэкспозиция с большого количества кадров

Мультиэкспозиция с большого количества кадров

Мультиэкспозиция с помощью компьютера

Эффект мультиэкспозиции может быть очень легко реализован в графическом редакторе. Метод очень прост, нужно сделать несколько кадров, которые нужно объединить в один, а потом с помощью слоев и их прозрачности, наложить друг на друга. При чем графический редактор позволит более гибко контролироавать наложение, акценты и другие параметры на фотографии. Еще одним достоинством метода создании снимка с мультиэкспозицией – это возможность создания мультиэкспозиции с любого количества снимков с сохранением оригиналов. Можно даже сделать МЭ со старых снимков, с которых Вы и не планировали делать МЭ-снимок. При создании мультиэкспозиции на камере, камера не сохраняет исходные отдельные кадры, с помощью которых создавалась мультиэкспозиция.

Мультиэкспозиция с помощью Photoshop

Мультиэкспозиция с помощью Photoshop

Для чего можно использовать МЭ?

1. Для создания интересных художественных кадров, разного рода занимательных картинок и т.д., про это ниже.

2. Для уменьшения шумов и лучшей проработки цветовой насыщенности.

В овновном мультиэкспозицию используют для создания очень необычных, действительно высоко-художественных фотографий, фотографий с непростой идеей или необычной картинкой. Чтобы раскрыть всю возможность МЭ нужно немного обдумать кадр, придумать идею – просто объеденить два кадра и получить “конфетку” не получится. Также, МЭ можно использовать для уменьшения шумов и большей проработки цветов – этим пользуются фотографы пейзажисты. Лично я корректирую цвета, ББ, уровень шума и другие важные параметры в основном в RAW конверторе, и редко использую МЄ для пейзажей.

Основные приемы использования мультиэкспозиции

1. Простая мультиэкспозиция одного и того же предмета – можно использовать для:

а) дублирования предмета, размножения его в кадре. Любые еффекты при изменении одного и того же предмета в кадре.

б) создания эффекта движения, а также создания так называемых motion-picture. Например, можно использовать мультиэкспозицию для создания в кадре эффекта движения Луны, машины или любого подвижного объекта в кадре. Единственным недостатком является тот факт, что каждое изображение может быть полупрозрачным.

Для создания художественных подложек или наложений на основной объект в кадре.

Мультиэкспозиция одной и той же сцены с разными дистанциями (точками) фокусировки.

Это очень популярный прием. Камера должна быть зафиксирована на одном и том же месте, обычно, это делают с помощью штатива. Предмет съемки в кадре тоже не должен изменятся. Делается несколько снимков в режиме МЭ на одном и том же фокусном расстоянии, диафрагме, выдержке и исо – разница только в точке фокусировки. В результате получается “сказочный” эффект.

Мультяшнный или сказочный эффект при мультиэкспозиции

Мультяшный или сказочный эффект при мультиэкспозиции

На форумах профессионалы называют такие снимки “мультиками” из-за того, что появляется какой-то необычный мультяшный эффект. Если интересно, то подобные “сказочные”, воздушные эффекты также можно получить, если использовать монокль для съемки. Лично я не всегда смогу отличить монокль от МЭ такого рода.

Первый снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по переднему объекту

Первый снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по переднему объекту

После первого снимка, переводим дистанцию фокусировки в другое положение, и фокусируемся по другому предмету.

Второй снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по заднему объекту

Второй снимок из 2-х в серии мультиэкспозиции. Фокусировка по заднему объекту

После чего камера объединяет оба снимка в один. На лицо характерный эффект.

Эффект от мультиэкспозиции с разными точками фокусировки

Эффект от мультиэкспозиции с разными точками фокусировки

Данный метод можно модифицировать многими способами, например, первым снимком (подложкой) может служить нормальная фокусировка по объекту, а вторым снимком (наложением) служить снимок максимально расфокусированного пространства вокруг того же объекта, для этого достаточно перевести кольцо фокусировки в максимальное или минимальное положение.

Мультиэкспозиция с накладываниям на подложку максимально расфокусированного изображения

Мультиэкспозиция с накладываниям на подложку максимально расфокусированного изображения

Мультиэкспозиция одной и той же сцены с одной и той же точкой фокусировки, но разным фокусным расстоянием.

Этот эффект более известен просто как “игра зумом”. Делается также просто – в режим МЭ делается несколько снимков со штатива одного и того же предмета и по одинаковой точке фокусировки и на одинаковых настройках, но с разным фокусным расстоянием. Короче, мы просто крутим кольцо зумирования и паралельно делаем снимки в МЭ. В результате получается снимок, такой как ниже. Подобный эффект можно получить с помощью длинной выдержки – например выдерки в 30с, где 15 секунд кадр экспонируется на широком угле объектива, а остальные 15 секунд на длинном конце объектива – главное резко увеличить или уменьшить зум. Есть и модификации с зумом, когда акцент делается на плавном его изменении.

Первый снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

Первый снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

Потом просто изменяем фокусное расстояние объектива, наводимся на резкость в нужном месте изображения и делаем следующий кадр в серии снимков МЭ.

Последний снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

Последний снимок при мультиэкспозиции с разными фокусными расстояниями

В промежутке между 50мм и 24мм было сделано еще 8 снимков в режиме мультиэкспозиции на камеру Nikon D200 и объектив Tamron 17-50mm F/2.8 XR Di II LD Aspherical (IF), после чего камера предоставила вот такой результат:

Мультиєкспозиция по 10 снимках с изменением фокусного расстояния

Мультиєкспозиция по 10 снимках с изменением фокусного расстояния

Мультиэкспозиция с разными выдержками
Например, можно таким образом делать ночной портрет со вспышкой. Первый снимок в серии мультиэкспозиции делается со штатива со вспышкой на короткой выдержке, после чего человек уходи из кадра, и делается второй кадр с длинной выдержкой для правильного экспонирования задней сцены. При таком методе будет хорошо виден и сам человек и хорошенькие задние огни. Этот же эффект, в принципе, можно получить в режиме работы вспышки Slow Sync.

Личный опыт

Вообще, МЭ – это творческий процесс, других хитростей и примов фотографирования с МЭ можно придумать очень много, я описал основные. Мультиэкспозицию я почти всегда использую со штатива. Без штатива создание “сказочного” эффекта, эффекта с зумом очень сложно добиться. С МЭ в реальной жизни работаю мало, в силу специфического жанра фотографии, потому примеры в данной статье стоит рассматривать именно как примеры МЭ и некоторые возможности МЭ. А еще с помощью МЭ можно создавать кадры в стиле “лайтпейнтинг”, например, вот такие.

Творческий процесс в мультиэкспозиции. Разница в картинке при разных диафрагмах

Творческий процесс в мультиэкспозиции. Разница в картинке при разных диафрагмах

Вывод:

Мультиэкспозиция – отличный инструмент в руках фотографа, но как и любым другим инструментов, МЭ нужно научиться пользоваться. Некоторые фотографы тратят всю свою жизнь, чтобы стать мастерами в фотографии, сделанной посредством МЭ. МЭ в основном базируется на эффекте наложения снимков друг на друга, во многих камерах есть даже отдельная функция для МЭ, а если такой функции нет, то МЭ легко реализуется с помощью слоев в графическом редакторе. Используя МЭ можно создать довольно интересные и необычные фотографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *