Nikon и Canon: сходства и различия
Ввиду остроты поднимаемой мною темы, я постараюсь быть максимально объективным и беспристрастным. Это означает, что я не стану выносить окончательного суждения о том, какой производитель фотооборудования – Nikon или Canon, – является лучшим, а лишь на примере конкретных фактов попробую показать, чем Nikon в действительности отличается от Canon, и в чём они схожи. Об истории развития и взаимного противостояния двух компаний можно почитать в статье «Nikon и Canon: сравнительная история».
Nikon и Canon стоят друг друга. Обе системы хороши, но хороши по-разному. Любой, кто всерьёз заявляет об однозначном преимуществе одного бренда перед другим, – либо дурак, либо материально заинтересован в продвижении конкретной марки. Участие в спорах «Nikon vs. Canon» – удел новичков-технофилов, для которых фотография – модное увлечение, а вовсе не способ художественного самовыражения.
Уважающий себя фотограф не делает культа из своих инструментов. Он не станет носить майку с логотипом Canon или Nikon (по крайней мере, он не станет делать это бесплатно). Он выбирает фототехнику на основании личных предпочтений и творческих или профессиональных задач, которые она призвана решать. Если система, которую он использует, перестаёт справляться с возложенными на неё обязанностями, то он со спокойной совестью может взять аппарат другой марки, или вовсе сменить систему целиком, не чувствуя себя при этом предателем.
И Nikon, и Canon выпускают прекрасные камеры и объективы – лучшие на рынке профессиональной малоформатной цифровой фотоаппаратуры. Среди фотографов, предпочитающих продукцию любого из двух фотогигантов, достаточно как успешных профессионалов, так и талантливых любителей.
По количеству продаж цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon и Nikon занимают первое и второе места соответственно, умудряясь оставаться, кажется, единственными двумя компаниями, для которых производство фотооборудования нынче не является убыточным.
Nikon (американцы произносят – «На́йкон», японцы – «Нико́н») является сравнительно небольшой корпорацией с годовым оборотом около 7 млрд. долларов и штатом в 25 тыс. сотрудников. При этом Nikon входит в гигантскую группу компаний Mitsubishi Group. Помимо фотоаппаратов и фотографических объективов (как для малого, так и для большого формата) Nikon производит бинокли, зрительные трубы, оптические дальномеры, медицинскую оптику, микроскопы, сканеры и фотолитографические степперы для полупроводниковой промышленности. Однако именно фототехника приносит Никону три четверти дохода.
Canon – куда более крупная компания (годовой оборот 27 млрд. долларов, число сотрудников 198 тыс.), для которой производство фотоаппаратов уже не является приоритетным направлением. Canon выпускает видео- и кинокамеры, а также кинематографические и телевизионные объективы (стоящие на порядок дороже фотографических), принтеры, сканеры, копировальные аппараты, калькуляторы, медицинское и фотолитографическое оборудование.
Никакая другая компания, кроме Canon и Nikon, не может себе позволить направлять практически неограниченные ресурсы на разработку фотоаппаратуры. В первую очередь это касается оптики, где Никону и Кэнону с их огромным опытом нет равных. Они несколько консервативны по части внедрения инновационных технологий (сенсорные экраны, встроенные в камеру Wi-Fi и GPS модули и пр.), но их традиционно отличает пристальнейшее внимание к качеству изображения, к эргономичности фотоаппаратов, к гибкости и универсальности системы в целом.
И у Nikon, и у Canon имеются как профессиональные, так и любительские модели на любой вкус и на любой карман. Различия между напрямую конкурирующими моделями двух брендов заключаются не в качестве, а в особенностях управления, в структуре меню, в логике настроек, т.е. в вещах, не поддающихся количественному измерению, но являющихся объектом индивидуальных пристрастий и привычек. Ниже я на конкретных примерах проиллюстрирую особенности подхода Кэнона и Никона к фотоделу, но сперва – пару слов об отношении обеих компаний к различным типам фотоаппаратов.
Компактные камеры
И Canon, и Nikon выпускают множество моделей компактных камер: от простейших мыльниц, до ультразумов и компактов с большими матрицами (по части последних у Canon выбор побогаче). Справедливости ради следует заметить, что компактные фотоаппараты от Nikon и Canon принципиально не отличаются ни друг от друга, ни от мыльниц других компаний. Как у Nikon, так и у Canon встречаются как весьма удачные, так и откровенно провальные модели. Впрочем, компактные камеры Sony, Fujifilm или Panasonic, в сущности, ничем не хуже. Мыльницы не являются частью большой системы, как зеркальные камеры, и потому фотографическое наследие Nikon и Canon не даёт им почти никаких конкурентных преимуществ.
Следует понимать, что рынок компактных камер переживает не лучшие времена. Прогресс не стоит на месте. Все, кто раньше снимал для протокола на мыльницу, обзавелись смартфонами со встроенной фотокамерой и не видят смысла платить за отдельное устройство. «Продвинутые» фотолюбители (целевая аудитория ультразумов и псевдозеркалок) переходят либо на подешевевшие зеркальные фотоаппараты, либо на набирающие популярность беззеркальные камеры. Остаются немногочисленные энтузиасты, которым возможностей мобильного телефона маловато, но которые не желают при этом связываться со сменной оптикой.
Беззеркальные камеры
Лишь в 2018 году Nikon и Canon наконец-то решили взяться за беззеркальные камеры всерьёз, практически одновременно представив совершенно новые полнокадровые беззеркальные системы: Nikon Z и Canon EOS R. Очевидно, что в недалёком будущем, говоря «Nikon» или «Canon», мы будем иметь в виду прежде всего именно эти системы, но в настоящий момент их ещё сложно назвать зрелыми в силу крайне скудного выбора камер и объективов.
Пионером же по части полнокадровых беззеркальных камер и наиболее серьёзным конкурентом Nikon и Canon является фирма Sony.
Также Canon с 2012 пытается с переменным успехом продвигать беззеркальную систему формата APS-C (кроп-фактор 1,6) – Canon EOS M. За счёт достаточно крупной матрицы камеры EOS M не уступают зеркалкам по качеству изображения, но проигрывают им по эргономике, а стоят при сопоставимых параметрах дороже.
Система Nikon 1, которая была представлена в 2011 году, перестала обновляться через пять лет. Впрочем, она никогда не пользовалась большой популярностью за пределами Японии. Маленький сенсор (кроп-фактор 2,7) и мыльничное управление делали всю систему Nikon 1 неприемлемой для сколько-нибудь серьёзного использования.
В любом случае, кропнутые беззеркальные системы Fujifilm X, Sony α или Olympus Micro 4/3 пока что выгодно отличаются от того, что предлагают Canon и уж тем более Nikon, так что старичкам есть над чем работать.
Зеркальные камеры
Именно в этой области протекает самая жёсткая и напряжённая борьба. Nikon и Canon вытеснили практически всех конкурентов с рынка зеркальных фотоаппаратов и теперь стараются ни в чём не уступать друг другу. Следствием этой битвы за сердца и кошельки фотографов является тот факт, что соотношение цены и качества у обеих марок примерно одинаково. Две камеры, имеющие равную стоимость, будут обладать и сопоставимыми возможностями. Однако равноценны, не значит равны. Фотоаппараты производства Nikon и Canon отличаются великим множеством мелких нюансов, которые, может быть, и незначительны по отдельности, но в совокупности своей заставляют каждого конкретного фотографа однозначно предпочесть один бренд другому. Об этих особенностях у нас и пойдёт речь.
Формат матрицы
Полнокадровые модели как Canon, так и Nikon снабжаются сенсором, размер которого соответствует размеру кадра 35-мм плёнки, т.е.
36 x 24 мм. У неполнокадровых (кропнутых) моделей размеры матрицы незначительно отличаются: у Nikon DX
24 x 16 мм (кроп-фактор 1,5), у Canon APS-C
22,5 x 15 мм (кроп-фактор 1,6).
В прошлом Canon выпускал также фотоаппараты формата APS-H, сенсор которых имел размеры
27,7 x 18,5 (кроп-фактор 1,3), но с 2012 г. этот специфический формат был упразднён.
Кстати, Canon использует матрицы исключительно собственного производства, в то время как Nikon не гнушается заказывать сенсоры у сторонних производителей, таких как Sony и Toshiba.
Качество изображения
Качество изображения, которое обеспечивают современные камеры обеих марок, хорошо настолько, насколько это в принципе возможно для малого формата на настоящем этапе развития техники, и более чем достаточно для решения любых разумных фотографических задач. Отдельные камеры одного бренда могут быть лучше или хуже отдельных же камер другого бренда, но в целом, повторюсь, производительность вполне сопоставимая. Сенсоры фотоаппаратов Nikon обычно получают более высокие рейтинги от DxOMark, но даже согласно лабораторным тестам разница между Nikon и Canon лежит в пределах статистической погрешности и вряд ли может быть замечена невооружённым глазом. И да, сегодняшние любительские модели, вне зависимости от производителя, обладают лучшим качеством картинки, чем топовые профессиональные аппараты семилетней давности. Вы спокойно можете пропустить этот раздел, поскольку качество изображения – это последнее о чём вам стоит сегодня беспокоиться.
Тем не менее, в интересах наиболее любознательных читателей я остановлюсь подробнее на отдельных аспектах, из которых слагается техническое качество фотографии.
Разрешение
Разрешение современных камер совершенно избыточно для большинства фотографов. Десяти мегапикселей хватило бы любому, а сейчас даже любительские аппараты имеют вдвое больше, и я надеюсь, что эта бессмысленная гонка вооружений скоро закончится.
Актуальные на сегодняшний день модели Canon имеют разрешение от вполне рациональных 18 до безумных 50 мегапикселей, а у Nikon – от 16 до 45, так что формально первенство за Кэноном, хоть это и не имеет никакого практического значения.
Матрицы фотоаппаратов Nikon снабжаются менее агрессивным сглаживающим фильтром, а некоторые модели и вовсе его не имеют, что теоретически означает бо́льшую потенциальную резкость картинки, но на практике не означает ровным счётом ничего, поскольку при столь высоком разрешении дифракция, аберрации объектива и прочие факторы (вроде шевелёнки или промахов автофокуса) вносят в деградацию изображения значительно более весомый вклад чем какой-то сглаживающий фильтр.
Экспозиция
Исторически фотоаппараты Nikon всегда отличались более совершенными и точными экспонометрами, однако на сегодняшний день Canon фактически догнал конкурента, и оценочный экспозамер от Canon работает не хуже, чем матричный экспозамер от Nikon. Оба они могут ошибаться в условиях сложного освещения, но на то и существует экспокоррекция.
Баланс белого
Оба работают неплохо. Я нахожу, что автоматический баланс белого, что у Nikon, что у Canon, даёт по умолчанию слишком холодную картинку, но при наличии возможности тонкой настройки баланса белого (а такая возможность есть во всех камерах Nikon и Canon), я готов закрыть глаза на этот нюанс. Если же вы снимаете в RAW, то точность баланса белого в момент съёмки и подавно не должна вас волновать.
Опять же, и Nikon, и Canon обеспечивают прекрасные сочные цвета прямо в камере, при условии, что вы умеете пользоваться балансом белого и выбрали правильный стиль изображения. При съёмке же в RAW цвета будут зависеть больше от RAW-конвертера, чем от марки фотоаппарата. Например, конвертеры от Adobe доставляют меньше хлопот при работе с файлами Canon.
Оптические аберрации
Начиная с 2007 года фотоаппараты Nikon при съёмке в JPEG способны автоматически исправлять хроматические аберрации и дисторсию объектива. В 2012 года Canon также стал внедрять эту полезную опцию. К сожалению, в случае с зеркальными аппаратами Canon пользователю приходится вручную скачивать из интернета и загружать в камеру профили коррекции для своих объективов, в то время как никоновские камеры уже с завода знают, как исправлять аберрации любого установленного на них объектива. В беззеркальных камерах Canon EOS R этот недочёт исправлен.
Разумеется, при съёмке в RAW внутрикамерная коррекция оптических аберраций не имеет никакого значения.
Боке и дифракционные звёзды
Объективы Nikon издавна имеют 7- или 9-лепестковую диафрагму, обеспечивающую приятное глазу боке, а также 14- или 18-лучевые звёзды вокруг ярких источников света. В объективах Canon диафрагма практически всегда имела 6 или 8 лепестков, делая боке слишком геометричным и оставляя дифракционным звёздам всего по 6 или 8 лучей. Пересчитав лучи вокруг солнца или фонаря на фотографии, можно довольно точно определить, аппаратом какой марки она сделана.
В последнее время, впрочем, всё больше кэноновских объективов снабжается 7- или 9-лепестковой диафрагмой, так что, если у солнца шесть лучей – это почти наверняка Canon, а вот если четырнадцать – уже и не угадаешь.
Внутрисистемная совместимость
Система Nikon F отличается беспрецедентной совместимостью: большинство современных фотоаппаратов Nikon полностью или частично совместимо со всеми объективами Nikon начиная с 1977 года выпуска, а некоторые камеры позволяют установить на себя даже самые первые объективы Nikkor A 1959 года. Подобное отношение к своему наследию, безусловно, вызывает уважение, но будем реалистичны: так ли много людей, покупающих цифровую зеркальную камеру сегодня, планируют использовать её вместе с антикварными объективами? Лично я абсолютно ничего не потеряю, если Nikon внезапно прекратит поддержку всех объективов старше 1986 года, и почти не расстроюсь, если меня ограничат объективами, выпущенными строго в XXI веке. К тому же появление новейших объективов серии AF-P здорово ухудшило ситуацию, поскольку они оказались несовместимы со многими ещё весьма нестарыми камерами.
За внутреннюю совместимость своей системы Nikon заплатил высокую цену. Необходимость сохранить старый байонет Nikon F заставила Nikon в 1986 году прибегнуть к неуклюжему механическому приводу автофокуса, который уступал по скорости работы более прогрессивному электронному автофокусу Canon, внедрённому годом позже.
В отличие от Nikon, Canon в 80-е годы был по преимуществу любительским брендом, и, разрабатывая автофокусную ситему EOS в 1987 году, мог с чистой совестью создать совершенно новый байонет EF. Nikon был обеспокоен тем, как сохранить своих профессиональных клиентов, успевших вложиться в целый парк дорогих объективов и не желающих лишиться их совместимости с новыми автофокусными камерами. У Canon не было профессиональных клиентов, но он собирался их заполучить, пусть даже и ценой потери лояльности небольшого числа любителей.
Расчёт Кэнона оказался верным. Электронный автофокус Canon (фокусировочный мотор находится непосредственно в объективе) оказался настолько лучше отвёрточного автофокуса Nikon (мотор находится в корпусе фотоаппарата), что через каких-нибудь пять лет большинство фоторепортёров перешло на Canon, да так с ним и осталось. Canon стал лидером в области профессионального фотооборудования, а Nikon остался с беспрецедентной совместимостью. Сегодня автофокусные объективы Nikon имеют встроенный фокусировочный мотор и работают ничуть не хуже объективов Canon, но вернуть себе былую популярность Никону до сих пор так и не удалось.
Поскольку Canon решил не нянчиться со своей старой системой Canon FD и полностью прекратил её поддержку в 1987 году, добиться полной совместимости в рамках новой системы Canon EOS оказалось несложно: все объективы EF c 1987 года и до наших дней полностью совместимы со всеми фотоаппаратами Canon EOS; объективы же EF-S совместимы только с кропнутыми камерами Canon APS-C, и не могут быть установлены на полнокадровые аппараты. Это всё, что следует знать о совместимости фотографу, снимающему на Canon. Что касаеся Nikon, то в его алгоритмах совместимости сам чёрт ногу сломит, а потому владельцев Nikon ждёт отдельная статья – «Совместимость объективов Nikon».
В 2018 году обе компании начали выпуск полнокадровых беззеркальных камер с новыми байонетами: Nikon Z и Canon RF. В обоих случаях старые объективы, создававшиеся для зеркальных камер, можно установить на новые беззркальные аппараты с помощью переходников. Однако если в случае с Canon все объективы EF безоговорочно совместимы с камерами EOS R, то Никону опять аукнулся 86-й год, и старые автофокусные объективы без встроенного мотора хоть и садятся на камеры Nikon Z, но фокусируются при этом только вручную. Зато мануальные объективы 1959 года выпуска работают отлично.
Объективы
Обе компании выпускают самые разнообразные объективы. Богатейший выбор оптики – это основной повод предпочесть Nikon или Canon прочим брендам. Говорить о преимуществе одного перед другим нельзя, поскольку вам придётся сильно постараться, чтобы найти объектив Nikon, которому нельзя подобрать достойной альтернативы среди объективов Canon, и наоборот. Но есть здесь и свои нюансы, касающиеся в основном бюджетных моделей.
В системе Canon отсутствует нормальный светосильный фикс для кропнутых камер, в то время как у Nikon имеется прекрасный объектив 35mm f/1.8 DX. Аналогом для Canon может служить полнокадровый EF 35mm f/2, но он дороже и не так хорош оптически.
Зато у Canon есть замечательный и дешёвый «полтинник» EF 50mm f/1.8 II, который может работать на всех без исключения фотоаппаратах Canon. Аналогичный объектив от Nikon – 50mm f/1.8D, – не будет фокусироваться на камерах без встроенного фокусировочного мотора, а более новый Nikon 50mm f/1.8G, который может исправно работать даже на младших моделях фотоаппаратов, стоит вдвое дороже кэноновского полтинника.
Простейший штатный объектив 18-55mm, с которого многие начинают, в исполнении Никона и резче, и качественнее.
В обеих системах, к величайшему моему прискорбию, отсутствуют лёгкие широкоугольные фиксы для кропа. Первый, кто выпустит компактный DX или EF-S эквивалент для 24mm f/2.8, очень вырастет в моих глазах. Кстати, у большинства конкурентов такие объективы есть, что не делает Никону и Кэнону чести.
Я не люблю суперзумы, но система Nikon ими богата. Как 18-200 f/3.5-5.6G VR DX II, так и 18-300 f/3.5-5.6G VR DX – весьма добротные объективы. Canon EF-S 18-200 f/3.5-5.6 IS отличается не в лучшую сторону. Для полного кадра Nikon делает 28-300 f/3.5-5.6G VR – очень сбалансированный любительский объектив. Роскошный Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM хорош только в теории, будучи вдвое тяжелее и втрое дороже Никона.
Canon выпускает автофокусные фотообъективы с максимальной светосилой вплоть до f/1,2 (в прошлом – до f/1), а Nikon – только до f/1,4 (с ручной фокусировкой – до f/1,2).
Объективы с возможностью коррекции перспективных искажений (tilt-shift) Canon TS-E намного практичнее аналогичных объективов Nikon PC-E.
Таких примеров много, но в целом, повторюсь, системы Nikon и Canon вполне равноценны и не дают друг другу спуску.
Диаметр фильтров
В старые добрые времена (60-70 гг.) все объективы Nikon имели резьбу для светофильтров диаметром 52 мм. Сегодня Nikon мало печётся о стандартизации и использует девять (!) различных типоразмеров: 52, 55, 58, 62, 67, 72, 77, 82 и 95 мм.
Canon не многим лучше. Объективы Canon имеют резьбу для фильтров следующих семи диаметров: 49, 52, 58, 67, 72, 77 и 82 мм.
Обоим следовало бы пойти навстречу пользователю и сократить число используемых диаметров хотя бы до трёх, но Nikon и Canon предпочитают не замечать проблемы.
Эргономика и управление
Удобство управления – самая важная характеристика любой фотографической системы, поскольку именно от неё во многих ситуациях зависит, сможете вы сделать снимок или же упустите такую возможность. У каждого свои предпочтения: кому-то интерфейс Кэнона кажется более дружественным, а кому-то легче управляться с Никоном. Советую, как минимум, подержать в руках камеры обоих производителей, прежде чем решить, какая из них позволит вам работать быстрее и с большим комфортом.
Диски и кнопки
Главными органами управления у большинства фотокамер Nikon являются два диска, вращающихся вокруг вертикальных осей. Главный диск расположен сзади, в верхнем правом углу корпуса фотоаппарата, под большим пальцем, а вспомогательный диск – спереди, в пределах досягаемости среднего пальца. Таким образом, фотограф имеет возможность крутить оба диска, не снимая указательный палец с кнопки спуска затвора. Задний (главный) диск в режимах S и M управляет выдержкой, а в режиме P отвечает за сдвиг программы. Передний (вспомогательный) диск управляет диафрагмой в режимах A и M. Для экспокоррекции необходимо нажать указательным пальцем на кнопку +/-, расположенную рядом с кнопкой спуска, и, удерживая её, покрутить большим пальцем задний диск.
На младших Никонах передний диск управления отсутствует, а на единственный задний диск возлагается ответственность за управление как выдержкой, так и диафрагмой, в зависимости от выбранного режима.
У старших аппаратов Canon также два диска, но вращаются они вокруг горизонтальных (точнее, сагиттальных) осей. Главный диск находится сверху, непосредственно над кнопкой спуска, а вспомогательный – сзади, но не в углу, как на Никонах, а ниже и немного левее, под подушечкой большого пальца. Я нахожу такое расположение не слишком удобным, поскольку дотянуться до любого из дисков, не меняя положения руки, затруднительно.
Задний диск снабжается предохранителем, исключающим его случайное проворачивание.
В отличие от камер Nikon, где главный диск всегда управляет выдержкой, а вспомогательный диафрагмой, у Canon главный (верхний) диск отвечает либо за выдержку (режимы Tv и M), либо за диафрагму (режим Av), либо за сдвиг программы (режим P). Задний (вспомогательный) диск управляет диафрагмой в режиме M, а во всех остальных режимах он используется для компенсации экспозиции.
На младших моделях Canon заднего диска нет, и устанавливать экспокоррекцию приходится указательным пальцем с помощью верхнего диска, удерживая при этом большим пальцем кнопку +/-, расположенную на задней панели фотоаппарата.
У беззеркальных аппаратов Canon задний диск сместился вверх, и его ось теперь ориентирована вертикально, как у Nikon.
Кроме, того объективы Canon RF снабжаются дополнительным управляющим кольцом, с помощью которого можно контролировать диафрагму, ISO, экспокоррекцию и т.д.
И в Кэнонах, и в Никонах для оперативного управления прочими функциями фотокамеры – балансом белого, чувствительностью ISO, режимами работы автофокуса и вспышки, режимами спуска затвора, способами экспозамера, размерами и качеством изображения, – используются всё те же диски управления, но в сочетании с соответствующей кнопкой или кнопками. Если у старших моделей имеется отдельная кнопка или переключатель для каждой функции, то у любительских камер органы управления редуцированы и многие важные кнопки могут отсутствовать, что заставляет фотографа постоянно обращаться к меню и терять время.
В целом младшие Кэноны имеют больше кнопок, чем Никоны: в частности, обычно присутствуют кнопки для установки ISO, баланса белого, режимов работы затвора и автофокуса.
У любительских Никонов управление довольно куцее: присутствуют только кнопки для выбора режимов работы затвора и вспышки. Кроме того, имеется программируемая кнопка Fn, на которую можно повесить управление ISO, балансом белого или чем-нибудь ещё.
Функции, не имеющие собственных кнопок, устанавливаются через меню, и тут следует вспомнить, что многие модели Canon и Nikon комплектуются сенсорными экранами, которые худо-бедно компенсируют нехватку настоящих кнопок и переключателей, хоть и не заменяют их в полной мере.
Вспышка
Управление вспышкой удобнее в Никонах хотя бы потому, что даже в самых дешёвых камерах Nikon есть отдельная кнопка для переключения режимов работы вспышки и установки экспокоррекции для вспышки. В Кэнонах всё это приходится делать через меню.
Фотоаппараты Nikon значительно реже ошибаются с мощностью заполняющей вспышки, хотя и они зачастую заставляют фотографа прибегать к компенсации.
Отличается и сам подход к управлению экспокоррекцией вспышки. У Nikon компенсация вспышки управляет разницей между общей экспозицией и экспозицией вспышки, в то время как собственно экспокоррекция управляет экспозицией вообще, изменяя сразу и внешнюю экспозицию и экспозицию вспышки, одновременно с сохранением разницы между ними. У Canon же экспокоррекция управляет только внешней экспозицией, а компенсация вспышки – только экспозицией вспышки, без оглядки на основную экспокоррекцию.
Автофокус
Автофокус работает отлично, что в Никонах, что в Кэнонах. Я мог бы сказать, что у Canon автофокус быстрее, а у Nikon точнее, но, возможно, я и ошибаюсь – столь незначительна и субъективна разница.
Число фокусировочных сенсоров различается от модели к модели и составляет у Nikon – от 11 до 153 у кропнутых фотоаппаратов и от 39 до 153 у аппаратов полнокадровых, а у Canon – от 9 до 19 и от 11 до 61 соответственно. Всего этого более чем достаточно.
У кропнутых моделей обеих марок фокусировочные точки покрывают довольно большую часть кадра, а у полнокадровых – жмутся к центру видоискателя.
У большинства фотоаппаратов Nikon имеется лампа подсветки автофокуса, которая включается при недостатке внешнего освещения. Canon в аналогичной ситуации поднимает встроенную вспышку и даёт серию импульсов, помогая автофокусу найти цель. Рекомендую всегда отключать эту вздорную функцию, чтобы не раздражать окружающих.
Все зеркальные фотоаппараты позволяют использовать фокусировку задней кнопкой. Лично я всегда разобщаю фокусировку и спуск затвора, и потому кнопка спуска у меня не имеет никакого отношения к автофокусу.
Старшие модели как Nikon, так и Canon имеют сзади специальную кнопку AF-ON, которую можно нажимать большим пальцем, активируя тем самым автофокус. На младших моделях кнопки AF-ON обычно нет, но её обязанности можно взвалить на кнопку блокировки экспозиции, которую лично я всё равно никогда не использую по назначению.
Вынужден признать, что на аппаратах Canon кнопка AF-ON расположена несколько удобнее, и, кстати, впервые функция фокусировки задней кнопкой была реализована именно компанией Canon в 1989 г. в фотоаппарате Canon EOS 630.
Nikon против мыслей человека
Все мы привыкли, что практически любая шкала читается слева направо. Если вы посмотрите на шкалу экспонометра Canon (хоть в видоискателе, хоть на ЖК экране), то увидите вполне логичную и ожидаемую картину: меньшие значения – слева, большие – справа. Опять же, чтобы уменьшить экспозицию следует повернуть соответствующий диск влево, а чтобы увеличить – вправо. А у Nikon всё наоборот! Минус – справа, плюс – слева. Соответственно и диски нужно крутить в неожиданную для неподготовленного человека сторону. К счастью, направление вращения дисков, равно как и ориентацию шкалы экспонометра можно обратить в соответствии со здравым смыслом с помощью специального пункта меню, что я всегда и делаю.
Жаль, что не все подобные фокусы можно нейтрализовать через меню. Вспомните, как устроено большинство резьбовых и байонетных соединений? Правильно, они затягиваются по часовой стрелке. Иными словами, направо – закручиваются, налево – откручиваются. Точно так же, устанавливая объектив на фотоаппарат Canon, вы поворачиваете его по часовой стрелке до щелчка. Снимается же объектив путём нажимания кнопки и поворота объектива против часовой стрелки. Просто и понятно. Но Никону правило буравчика не указ, и никоновские объективы следует закручивать налево (смотря со стороны объектива), а откручивать – направо. Я понимаю, что иногда в технике вынужденно используется левая резьба, чтобы избежать самораскручивания (пример – левая педаль велосипеда), но о каком самораскручивании может идти речь в случае с байонетным креплением объектива, которое вряд ли испытывает сколько-нибудь значимые вращательные нагрузки?
Как следствие левого байонета, задние крышки также надеваются на объективы Nikon с поворотом против часовой стрелки. На дешёвых объективах это может быть даже опасным, поскольку пытаясь, по многолетней привычке, закрутить или открутить крышку в неправильную (с точки зрения Nikon) сторону, вы рискуете сломать хрупкий пластмассовый байонет.
Спасибо Никону, что хоть резьба для фильтров и для штатива имеет традиционное направление. Но почему не следовать мировым стандартам во всём? Быть оригинальным и непохожим на конкурентов – это хорошо и похвально, но не в ущерб же удобству и здравому смыслу!
Кольца зумирования, фокусировки, а на старых объективах ещё и кольцо диафрагмы также вращаются в нестандартном направлении. Впрочем, если рассматривать эти кольца со стороны видоискателя (а именно так мы обычно держим фотоаппарат при съёмке), то направление их вращения приобретает смысл: вращая кольцо направо, мы увеличиваем фокусное расстояние, дистанцию фокусировки или диафрагменное число, а вращая налево – уменьшаем.
![]() |
![]() |
Canon | Nikon |
![]() |
![]() |
А вот бленды на объективы Nikon надеваются привычным поворотом по часовой стрелке. Господа! Если уж вы всё делаете наоборот, то будьте хотя бы последовательными!
На самом деле, при постоянном использовании фотоаппаратов Nikon ко всем этим нюансам очень быстро привыкаешь и перестаёшь их замечать, но новичка они могут смутить, причиняя ему на первых порах знакомства с системой не столько физические, сколько психологические неудобства.
Пользовательские настройки
В любительских моделях, что у Nikon, что у Canon, с сохранением индивидуальных настроек всё из рук вон плохо: для каждой ситуации камеру приходится перенастраивать вручную, теряя драгоценное время. В камерах посерьёзнее появляются очень удобные режимы пользовательских настроек, позволяющие сохранять индивидуальные пресеты для разных сюжетов и при необходимости вызывать их в одно мгновение. У Canon пользовательские режимы обозначаются буквой C (Custom), у Nikon – U (User). Остаётся только жалеть, что число пользовательских пресетов невелико (от одного до трёх, в зависимости от модели), в то время как я предпочёл бы иметь их не менее пяти штук.
Странно, но в наиболее дорогих профессиональных моделях Nikon используется система банков настроек (settings banks), которая, на мой взгляд, менее удобна, чем пользовательские режимы (U1, U2) более простых камер.
Съёмка видео
Снимать видео удобнее с Canon. Я не сторонник видеосъёмки на зеркальную фотокамеру, но не позволяйте мне убить в вас видеографа. В новых фотоаппаратах Canon в режиме LiveView и при съёмке видео используется гибридная фазово-контрастная система автофокуса, которая работает и быстрее, и точнее, чем обычный контрастный автофокус. Бесшумные шаговые фокусировочные моторы последних кэноновских объективов полезны, в первую очередь, именно при видеосъёмке. Да и опыта в производстве видео- и кинокамер у Кэнона предостаточно.
Качество сборки
И Nikon, и Canon делают весьма качественные продукты. Многое здесь зависит не от бренда, а от конкретной модели и её назначения. Топовые профессиональные фотоаппараты и объективы надёжны, как автомат Калашникова, и предназначены для самых суровых условий эксплуатации. Они не боятся ни дождя, ни пыли, ни случайных ударов или падений. Дешёвые любительские модели почти целиком сделаны из пластмассы и вряд ли выдержат встречу с асфальтом, но и они сделаны вполне добротно и обладают запасом прочности достаточным для большинства нормальных фотографических ситуаций.
Помните о том, что цифровые фотоаппараты морально устаревают быстрее, чем изнашиваются физически, особенно в руках любителя, который сдувает с аппарата пылинки и до судорог боится малейшей царапины на объективе. Профессиональных фотографов отличает беспощадное и прагматическое отношение к своим инструментам, но даже они редко вырабатывают ресурс камеры. И, конечно же, прочность фотоаппарата прямо пропорциональна его весу и стоимости.
Внешний вид
Ну, уж экстерьер фотоаппарата это точно дело вкуса, и слабо влияет на снимки, хотя и важен для эмоционального настроя фотографа. Я бы сказал, что дизайн Никона несёт на себн налёт классики, а дизайн Кэнона имеет оттенок модернизма. Младшие камеры Nikon стараются выглядеть дороже, чем они есть на самом деле, в то время как дизайн любительских Кэнонов более прямолинеен и утилитарен. Некоторые камеры можно заказать не только в чёрном, но и в красном, сером или бронзовом цвете. Надеюсь, вы не станете этого делать.
Лучшие телеобъективы серии L от Canon окрашены в белый цвет (якобы, чтобы они не перегревались на солнце), и фотографа с дорогим Кэноном видно за версту. Оптика Nikon в основном чёрного цвета.
Быть может, кому-то покажется любопытным тот факт, что в разработке дизайна многих фотоаппаратов Nikon принимал участие Джорджетто Джуджаро , если это имя вам о чём-то говорит.
Оба производителя занимают одну ценовую нишу, иначе бы между ними не было столь жёсткой конкуренции. Шутки о том, что «Canon – это Nikon для бедных» были актуальны в 80-х годах прошлого века, но сегодня лишены всякого основания. Практически любой модели Nikon противостоит аналогичная по стоимости, качеству и характеристикам модель Canon. Как правило, вы получаете то за что платите, хотя хватает и исключений. Только что выпущенная на рынок модель всегда имеет завышенную цену. Доходит до того, что новейший аппарат начального уровня стоит дороже, чем более продвинутая модель предыдущего поколения, объективно превосходящая его по всем статьям. Цифровые фотоаппараты дешевеют быстро, особенно любительские. Поскольку новые модели выпускаются Кэноном и Никоном асинхронно, камеры одного класса могут находиться в различных фазах своего рыночного жизненного цикла и, в связи с этим, стоить по-разному. Сегодня выгоднее покупать Canon, завтра – Nikon, но, в целом, цены на схожие модели остаются примерно на одном уровне.
Из всего вышесказанного видно, что ни Nikon, ни Canon не имеют никаких безоговорочных преимуществ друг перед другом, а различаются лишь в мелочах, хоть мелочей этих и довольно много. Оба достаточно хороши, чтобы, вне зависимости от своего выбора, у вас не возникло повода о нём жалеть.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Великая дискуссия: Canon против Nikon
Когда речь заходит о покупке зеркальной камеры, многие покупатели выбирают между Canon и Nikon. Это самые известные бренды с самой богатой историей в области цифровой фотографии.
В чем же разница между этими двумя брендами? Какая из них идеально подходит вам? В этой статье “Canon vs. Nikon” мы выясним это!
Выбор между Canon и Nikon
Споры ведутся теми фотографами, которые всецело привержены той или иной марке. Поскольку Canon и Nikon – два самых популярных и распространенных бренда цифровых зеркальных фотокамер, естественно, что вокруг них разворачиваются самые серьезные дискуссии.
В золотой век пленочной фотографии дебаты между Nikon и Canon были гораздо менее заметны. Существовало множество отличных камер, и все они предлагали что-то свое.
Но многое изменилось с тех пор, как мы вступили в век цифровой фотографии. Сейчас начинающие фотографы часто выбирают между камерами Nikon и Canon. В последние годы каждый из них также начал выпускать беззеркальные камеры, постепенно угрожая оттеснить Sony на второе место.
Сравнение в реальном мире
И Canon, и Nikon занимают свои позиции в различных целевых нишах. В следующих разделах мы рассмотрим области, в которых эти два бренда различаются.
Объективы
Одна из главных причин, по которой Canon и Nikon являются самыми популярными брендами, – это их совместимость.
Линейка объективов Canon EF берет свое начало в 1987 году. Между тем, объективы Nikon с байонетом F начали выпускаться в 1959 году. Это означает, что у вас есть длинный список фотооборудования, которое все еще будет работать на вашей современной цифровой камере.
Основное различие между двумя брендами заключается в автофокусе. У Canon все объективы EOS оснащены автофокусом. Между тем, автофокус есть только у объективов Nikon AF-S.
Стоит также отметить, что даже не AF-S объективы работают на цифровых зеркальных фотокамерах Nikon. Единственная оговорка заключается в том, что фокусировать их нужно вручную.
Компания Nikon решила убрать мотор автофокуса из своих цифровых зеркальных фотокамер начального уровня, чтобы уменьшить размеры камер. Это означает, что вы не сможете использовать автофокус старых объективов Nikon AF-S, если у вас цифровая зеркальная камера начального уровня.
В отличие от них, Canon всегда устанавливала моторы автофокуса в объективы, а не в корпуса. Это означает, что вы можете использовать старые объективы с большинством корпусов камер.
Новейшие объективы Nikon и Canon работают одинаково хорошо.
Если вы предпочитаете современные объективы с новейшими технологиями, остановите свой выбор на Canon. Качество и автофокус их объективов серии L заслуживают внимания.
Для Canon выпускается больше винтажных объективов сторонних производителей, которые можно присоединить к корпусу камеры с помощью переходников.
Однако у Nikon есть свои собственные винтажные и мануальные объективы, совместимые с их цифровыми зеркальными камерами. Для Canon это не так.
Что касается беззеркалок, Nikon выпускает меньше объективов. Тем не менее, они легче и меньше.
Недавно оба бренда начали выпускать объективы, предназначенные для беззеркальных камер. Это заставляет их конкурировать с Sony, которая уже много лет лидирует на рынке с серией Alpha.
Сенсор
Как и у каждой камеры, у Canon и Nikon есть кроп- и полнокадровые версии.
Термин кроп-фактор описывает увеличение, которое дает любой конкретный объектив при использовании его на камере с кроп-сенсором. Этот показатель различается у двух марок камер.
Кроп-фактор камер Nikon с кроп-сенсором составляет 1,5x. Для Canon кроп-фактор составляет 1,6x.
Более крупный сенсор часто означает лучшее разрешение. Разница в 0,1 кроп-фактора между Nikon и Canon может показаться несущественной, но поскольку кроп-сенсоры и так небольшие, даже 0,1 поможет увеличить разрешение ваших снимков.
Меньшие сенсоры также обеспечивают лучшее “увеличение”. Если вы занимаетесь спортивной фотографией, вы можете быстро превратить 100-мм телеобъектив в 150-мм на фотокамере Nikon и в 160-мм на фотокамере Canon.
Простота использования
Одним из наиболее важных факторов в споре между Canon и Nikon является удобство использования. Многие считают, что зеркальные фотокамеры Canon проще в обращении, в то время как Nikon занимает лидирующие позиции среди беззеркалок.
Все дело в том, что вам кажется правильным. Когда большинство фотографов выбирают свой бренд, они часто не меняют его. В конце концов, не так-то просто избавиться от оборудования, потратив на него столько денег. Хорошо подумайте о своих предпочтениях, прежде чем вкладывать деньги.
Canon vs. Nikon – что лучше выбрать для вас?
В этом разделе мы собрали камеры для различных уровней и целей фотографии от Canon и Nikon.
Зеркальные фотоаппараты маленького ценового диапазона
Когда речь идет о цифровых зеркальных фотокамерах начального уровня, Canon имеет большую палитру. Модели 4000D, 2000D и недавно выпущенная модель 250D являются отличными примерами того, что ищут начинающие фотографы.
Модель 250D может снимать в разрешении 24 МП, видео в формате 4k, имеет систему автофокуса Dual Pixel и при этом доступна по цене.
Помимо большого разнообразия, важно также учитывать, насколько хорошо эти камеры работают.
Nikon лидирует в этой области с моделью D3500, поскольку она превосходит своих конкурентов из Canon практически во всех областях.
Она предлагает разрешение 24 МП, запись видео 60p, диапазон ISO 100 – 25 600. Кроме того, его аккумулятор работает дольше (1550 снимков). Единственным недостатком является то, что этот корпус больше и менее компактен, чем у аналогов Canon.
Зеркальные фотокамеры среднего ценового диапазона
Благодаря выпуску 90D и 850D, Canon выигрывает в этом отделе. Они постоянно совершенствуют свои модели среднего класса, в то время как компания Nikon только недавно выпустила две новые модели, D5600 (4 года назад) и D7500 (3 года назад). Кроме того, в случае Nikon не было значительных обновлений по сравнению с предыдущими поколениями.
В то время как Canon 90D имеет разрешение 33 МП, откидывающийся ЖК-экран, 11 кадров в секунду непрерывной съемки и 45 точек фокусировки перекрестного типа, D7500 предлагает только 21 МП, 8 кадров в секунду и 15 точек фокусировки.
Стоит также отметить, что модель Canon включает в себя улучшенные современные функции, такие как функция веб-камеры, брекетинг фокуса и отличное время автономной работы.
Цифровые зеркальные фотоаппараты для профессионалов
В этой категории представлены исключительно профессиональные модели APS-C и начинающие полнокадровые камеры.
Canon не обновлял свою APS-C модель верхнего ценового диапазона под названием 7D Mark II с момента ее выпуска в 2014 году. По этой причине Nikon D500 легко побеждает в этой категории.
В то время как корпус Nikon предлагает диапазон ISO 100 – 51 200 (с возможностью расширения до 102 400 – 1 640 000), Canon придерживается комфортного диапазона ISO 100 – 16 000 (/-25 600). Кроме того, у Nikon в два раза больше точек фокусировки, чем у Canon, 99 из которых перекрестного типа. Стоит также упомянуть меньший размер и более длительное время автономной работы.
Если говорить о полнокадровых зеркальных камерах, то у Canon есть самый дешевый универсальный вариант – 6D Mark II. Этот корпус был выпущен в 2017 году и был реальным конкурентом всеобщему любимцу Nikon D750. Но с тех пор компания Nikon обновила серию, выпустив в 2020 году D780.
Этот корпус камеры Nikon превосходит Canon во всех областях, от диапазона ISO до возможностей видеосъемки, качества изображения, скорости и точности автофокуса. Но есть одна загвоздка – между ними существует значительный ценовой разрыв. По этой причине 6D Mark II остается доступным и разумным выбором для тех, кто ищет начинающую полнокадровую камеру.
Зеркальные фотокамеры высшего класса
Среди полнокадровых камер верхнего ценового диапазона победитель не так однозначен. Canon не обновлял 5D Mark IV с 2016 года, в то время как D850 от Nikon по-прежнему является лидером рынка.
Если мы посмотрим на сравнение, то увидим, почему Nikon здесь лидирует. Его 46 МП против 30 у Canon, огромное количество точек фокусировки (153), а также динамический диапазон и возможности брекетинга являются определяющими характеристиками.
С другой стороны, если рассматривать абсолютно лучшие цифровые зеркальные фотоаппараты, то в этом соревновании побеждает модель Canon. Дебаты между Canon 1DX Mark III и Nikon D6 продолжаются с момента дебюта D6 в 2020 году. Общий вывод таков: Nikon по-прежнему не может превзойти лучшую зеркальную камеру Canon.
Хотя их возможности близки, 1DX Mark III все же превосходит в некоторых областях. К ним относятся видеосъемка (разрешение 5,5K со скоростью 120 кадров в секунду), серийная съемка со скоростью 20 кадров в секунду и встроенный GPS.
Беззеркальные фотоаппараты маленького ценового диапазона
Это та область, в которой Nikon испытывает недостаток. У Nikon нет реального конкурента Canon M200.
M200 – это беззеркальная камера начального уровня с кроп-сенсором. Она предлагает разрешение 24 МП, диапазон ISO от 100 до 25 600, непрерывную съемку со скоростью 6 кадров в секунду и встроенную вспышку.
Она также включает несколько технологий, которых нет в старых зеркальных камерах, например, встроенный WiFi, Bluetooth и сенсорный экран.
Беззеркальные фотоаппараты среднего ценового диапазона
В этом диапазоне наблюдается жесткая конкуренция между Canon EOS M6 Mark II и Nikon Z50.
Оба корпуса предлагают датчик APS-C, регулируемый ЖК-экран, Bluetooth и WiFi, даже сенсорный экран и функцию веб-камеры. Однако есть некоторые области, в которых Z50 выигрывает у M6 Mark II.
Она имеет значительное количество (209) точек фокусировки, в отличие от 143 у Canon. Она также имеет вдвое более широкий диапазон ISO, больший охват вспышки и защиту от атмосферных воздействий.
Беззеркальные фотоаппараты высшего класса
Как и в случае с зеркальными камерами высшего класса, в этой области также существуют различные категории беззеркальных камер.
Canon EOS RP лидирует на рынке в нижней части, не имея реальных конкурентов. В отделе полнокадровых беззеркальных камер для энтузиастов конкурируют Nikon Z6 и Canon R6. Победитель здесь не так очевиден, поскольку сенсор Z6, система управления и цена более благоприятны. С другой стороны, R6 предоставляет лучшие возможности для видеосъемки и работы в условиях низкой освещенности.
Говоря о лучшей беззеркальной камере этих брендов, нельзя не упомянуть Canon R5 и Nikon Z7. Здесь Canon имеет значительно лучшие возможности для видеосъемки и управления низким освещением.
Причина в том, что Z7 на два года старше. За последние несколько лет произошли значительные улучшения в беззеркальных камерах.
Nikon угрожает выиграть обе эти категории с выходом Z6 II и Z7II. До тех пор Canon – это тот фотоаппарат, на который стоит ориентироваться, если вы ищете лучшее.
Заключение
Canon и Nikon – два самых распространенных бренда цифровой фототехники. Споры между этими двумя брендами фотоаппаратов продолжаются уже несколько десятилетий и до сих пор не пришли к единому мнению.
У обоих брендов есть свои сильные и слабые стороны. Canon лучше, когда речь идет о совместимости. Nikon выигрывает на рынке беззеркалок.
Наш совет – не зацикливайтесь на том, какую марку выбрать. Объективно оцените, чего вы хотите достичь в фотографии.
Подумайте о своем бюджете и о том, какие функции вы хотели бы за него получить. Подержите обе камеры в руках и прислушайтесь к своим инстинктам. Какая из них лучше, естественнее, интуитивнее? Ответ – подходящая вам камера.
Какой фотоаппарат лучше — Nikon или Canon
Пожалуй, самые распространенные бренды фотоаппаратов – это Nikon и Canon. Техника этих производителей шире представлена на рынке и многие покупатели задаются вопросом, что лучше выбрать. Однозначный ответ дать достаточно сложно, ведь у обеих фирм есть свои преимущества. Поэтому ниже будет представлено сравнение фотоаппаратов Canon и Nikon.
Преимущества Nikon
Компания Никон происходит из Японии. Изначально здесь занимались созданием оптики высокого класса. В годы второй мировой войны компания существенно расширилась, так как получила огромные заказы на производство биноклей, оптики для самолетов, кораблей и другой техники. После победы СССР в войне компания возвращается к разработке оптических приборов и в 1948 году создает свой первый фотоаппарат.
Преимущества в фотоаппаратах Никон следующие.
- VR – оптическая стабилизация изображения. Специальные датчики понимают, в какую сторону сдвинулась камера, и передают задание магнитам сместить блок линз в противоположном направлении.
- Распознавание движения. Если в кадре появляется движущийся объект, то камера самостоятельно сокращает время выдержки, чтобы уменьшить смазывание.
- Ведение объекта. С этой функцией пользователь может выбрать конкретный объект внутри кадра и, активировав его ведение, добиться того, чтобы фокус даже при смещении кадра или самого предмета съемки оставался на нем.
- Интеллектуальный портрет. Используется в компактных фотокамерах. Устройство распознает улыбку и срабатывает тогда, когда человек улыбается. Если объект съемки закрывает глаза, то кадр не сохранится или на экране появится предупреждение.
- Режим сюжет. Устройство само выбирает настройки, если сюжет фотосъемки сменился. Используется в компактных моделях.
- CMOS – матрица с функцией обратной подсветки. Принцип заключается в том, что пиксель иметь большую поверхность за счет наличия считывающих элементов с обратной стороны матрицы. Это обеспечивает более качественную съемку в условиях недостаточного освещения.
- Экспозиция вспышки. При каждом фото устройство делает вспышку идеальной. Технология запатентована.
- Диафрагма в камерах Никон имеет 7 или 9 лепестков. Нечетное количество лепестков делает фото ярких объектов в темное время суток более интересным.
- Большее количество точек фокусировки в сравнении с Кэнон.
- Специальная лампа подсветки для фокуса ночью. Она обеспечивает равномерный свет и позволяет качественно сфокусировать картинку. У Кэнон вспышка перед снимком несколько раз вспыхивает, что обеспечивает фокус. Для фотографируемого человека это очень неприятно.
- Все камеры Никон определяются ПК, как внешний накопитель. Для камер Canon чаще всего приходится устанавливать специальное приложение.
Достоинства Canon
В отличие от своего прямого конкурента бренд Canon возник не из слияния нескольких зрелых корпораций, а на голом энтузиазме трех друзей. Герои уволились из государственной компании и, скупив все доступные модели фотоаппаратов на японском рынке, занялись созданием собственной камеры. Первый фотоаппарат был выпущен в 1935 году, а в 1956 году на рынке появляется первая кинокамера.
Рассмотрим достоинства камер Кэнон.
- Режим сохранения настроек «С». Камеры Canon позволяют сохранять пользовательские настройки и создать разные варианты для пейзажа, портрета или спорта.
- Система автоматической регулировки яркости дисплея фотоаппарата.
- IS – оптическая стабилизация изображения. Технология схожа с VR у Nikon, но имеет свои особенности.
- Дисплеи Canon лучше передают цвета. Это позволяет лучше понять, получилось ли фото таким, каким оно было задумано. Также они имеют больший размер и фото на них видно лучше. Большинство дисплеев имеют олеофобное и антибликовое покрытие.
- Объективы Canon стоят дешевле и их гораздо больше. Кроме того почти все они изготавливаются в Японии. В целом, стоимость аксессуаров для фотоаппаратов Кэнон на 15-20% дешевле, а их выбор значительно шире.
Объектив Canon EF 11-24mm f/4L USM
Интересный факт заключается в том, что компании создавались с разными целями, но со временем поменялись ролями. Никон изначально имел более широкое производство, а затем сосредоточился на производстве камер и объективов к ним. Кэнон создавался как бренд для производства фотоаппаратов, но в настоящее время имеет широкие производственные мощности и выпускает разную технику.
Ответить, какой фотоаппарат лучше, до сих пор однозначно нельзя. Правильно будет выбирать лучшую модель для конкретных задач фотографа. Еще один немаловажный нюанс: сравнить фотоаппараты только по характеристикам нельзя, так как они могут дать неоднозначный ответ.
Линейки
Любой производитель техники имеет несколько линеек своей продукции с разным назначением и соответственно функционалом. Ниже представлены линейки брендов Никон и Кэнон.
Nikon
Компания Nikon в настоящий момент выпускает три основных серии фотоаппаратов – зеркальные, компактные и беззеркальные:
- Nikon 1- серия беззеркальных моделей;
- Nikon COOLPIX – компактные камеры;
- Nikon D – зеркальные фотоаппараты.
В серии COOLPIX можно наблюдать деление на модели с разными буквами в названии:
- A и L – любительские простые камеры;
- S- стильные компактные устройства;
- P и B – ультразумы;
- W – Устройства с защитой от пыли и влаги, предназначены для экстремальных условий.
Цифровой фотоаппарат Nikon Coolpix W100
Зеркальные фотоаппараты у компании Nikon всегда начинаются с буквы D, а вот после цифрового обозначения можно встретить еще ряд букв. Все они приписываются не случайно.
- S – обновленная модель без серьезных доработок;
- H- улучшенная серийная съемка;
- X – модель с увеличенным количеством пикселей;
- E – модель без Low-pass фильтра (лучше справляется с шумами);
- A – камеры с функцией съемки ночного неба;
- F – корпус в стиле ретро.
Зеркальная камера Nikon D610 Kit 24-85
Помимо прочего, условно все зеркальные фотоаппараты бренда Никон можно разделить на флагманские, профессиональные, продвинутые для любителей и просто любительские камеры.
Canon
Все устройства компании Canon можно также поделить на зеркальные, беззеркальные и компактные. Первые имеют маркировку EOS M, вторые EOS.
Беззеркальный фотоаппарат Canon EOS M6
Компактные камеры между собой имеют следующее деление:
- PowerShot D – пыле- и влагозащищенные модели;
- Ixus – компактные камеры в стильном корпусе с максимально простым функционалом;
- PowerShot N – серия любительских камер с расширенным функционалом и симметричным дизайном;
- PowerShot SX – ультразумы с компактным корпусом;
- PowerShot G – компактные камеры с большим функционалом и полным набором ручных настроек, а также большим размером матрицы.
На какие функции камер лучше ориентироваться при выборе
В целом сравнение фотокамер не дает особых результатов, так как общий вывод об обоих брендах будет приблизительно одинаковый. Однако по цифрам оба бренда имеют в том или ином значении преимущества.
- Размер матрицы. Компания Nikon в зеркальных фотоаппаратах использует матрицу размера 22*16 мм, у Кэнон – 22*15 мм. Разница не существенная, но для не полнокадровых зеркальных фотоаппаратов даже 1 мм имеет решающее значение. Сразу же стоит подчеркнуть, что большинство профессионалов предпочитают полнокадровые модели Canon, нежели Nikon. Соответственно, если речь идет о матрице меньшего размера, то приоритеты меняются.
- Точки фокусировки. В данном параметре лидирует всегда Никон. По отзывам пользователей, разница в качестве фокусировки и ведения объекта в зависимости от количества точек действительно есть.
- Вспышка. Выше уже упоминалось, что вспышка у Никон работает лучше, и в ночное время фокусировка за счет отдельной лампочки подсветки получается значительно точнее. Управление вспышкой также реализовано в камерах Никон более удобно.
- Интерфейс. В среде зеркальных устройств лидирует Nikon, у компактных камер понять все настройки этого бренда очень сложно. Поэтому для недорогих моделей класса компакт преимущества по интерфейсу остается у Canon.
- Формат RAW. В формате RAW оба бренда искажают цвета. Никон скатывается к зеленому оттенку, Кэнон к синему и красному.
- Видео. По отзывам пользователей, безоговорочным лидером здесь выступает компания Кэнон.
- Производство. Компания Кэнон предпочитает осуществлять сборку на территории своей страны, и все матрицы производит самостоятельно. Устройства и аксессуары Никон собираются в зарубежных странах, а матрицы для многих моделей покупаются у Sony и Toshiba.
- Стоимость. В среднем камеры от обоих брендов стоят приблизительно аналогично. Если речь идет об аксессуарах, а именно объективах и вспышках, то здесь Никон окажется дороже. Причина в том, что сборка у объективов по качеству выше. Бюджетные объективы Кэнон, по отзывам владельцев, могут скрипеть и люфтить. Стоит отметить, что выбор аксессуаров у компании Никон значительно меньше.
- Объективы. Компания Никон производит объективы без встроенного привода, то есть взаимозаменяемость здесь развита не очень хорошо. Однако объективы этого бренда чаще всего дают более четкую картинку.
Помимо вышеперечисленных особенностей стоит сравнить размеры и эргономику камер, а также процессор. Здесь явного лидера нет: каждая фирма использует собственные процессоры и со своими задачами они справляются хорошо. Конечно, по моделям в одной ценовой категории всегда можно будет найти лидера у той или иной фирмы. При сравнении размеров камер и эргономики стоит учитывать, что здесь все тоже неоднозначно. У обеих компаний есть модели с облегченным или уменьшенным корпусом.
Конкуренты
Многие забывают, что зеркальные фотоаппараты Canon и Nikon не единственные на рынке, хоть и шире представленные. Профессионалы знают, что достаточно неплохие устройства производят бренд Сони и Олимпус, но из-за меньшего количества моделей они не могут выступать полноценными конкурентами.
Olympus
Олимпус – это старинная компания, которая, как и конкуренты, пришла к производству фотоаппаратов не сразу. Появился бренд в 1919 году, но первую камеру выпустил лишь 1934 году. Фотоаппараты от компании Олимпус в настоящее время отличаются хорошим качеством и лучшим соотношением цена-функциональность, однако, в силу особенностей развития бренд не смог добиться популярности у профессионалов.
С самого начала компания шла своим путем и там, где ее соперники переделывали старые разработки, Олимпус придумывали что-то новое. Например, этот бренд первым стал выпускать устройства с защитой от влаги и пыли. Еще одна технология, созданная этим брендом – кадрирование на экране. Сегодня она применяется у всех крупных брендов.
Кроме того, сейчас бренд активно развивает линейку беззеркальных фотоаппаратов стандарта micro 4/3, сам стандарт 4/3 был также разработан брендом Олимпус.
- OM-D – зеркальные фотоаппараты;
- Pen – новейшие технологии + ретро дизайн;
- Stylus – камеры для любителей путешествий, улучшенная ночная съемка, мощные объективы при компактных размерах камер;
- Tough – модели для съемки в экстремальных условиях.
Компания Sony имеет длинную историю, и представлять ее отдельно не требуется. Разработка и производство фотоаппаратов компания начала после покупки бренда Konika, который занимался этой техникой еще в то время, когда Sony только начинали свой путь. С этого момента начинается выпуск различных камер на рынок, причем большинство из них отличались от моделей конкурентов своими формами, носителями информации и другими особенностями.
В настоящее время фотоаппараты Сони имеют следующие преимущества:
- оптика от компании Carl Zeiss;
- запатентованные карты памяти Memory Stick и Memory Stick PRO;
- SteadyShot Inside – запатентованная технология стабилизации камеры встроенная в саму камеру (у конкурентов стабилизация находится в объективе);
- Auto HDR – камера делает два снимка с разной экспозицией, а затем объединяет их в один, тем самым повышая четкость изображения;
- компактные камеры CyberShot;
- серия Alpha беззеркальных фотоаппаратов;
- серия Alpha зеркальных фотоаппаратов.
Выводы
На современном рынке выбор фотоаппаратов и брендов очень велик. Лидерами по узнаванию и количеству моделей остаются Canon и Nikon. Каждый из этих брендов имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы подобрать для себя правильный фотоаппарат, не нужно просто смотреть на цифры или слушать советы знакомых. Важно ответить на вопрос, для чего нужен фотоаппарат, и что будут им снимать, а также определиться с ценой. После этого можно начинать изучение конкретных моделей по отзывам, обзорам и даже с походами в магазин, чтобы посмотреть на них вживую. Только при таком подходе к покупке можно выбрать лучший вариант для своих целей.
Canon 70D против Nikon D7100: битва APS-лидеров
Эксперт в области цифровой фототехники и компьютерной обработки изображений.
Несмотря на появление нескольких полнокадровых моделей у основных производителей фототехники, аппараты с APS-C-матрицами по-прежнему доминируют на рынке зеркальных камер и пользуются устойчивым спросом у профессионалов и любителей.
Тест двух топовых моделей – Canon 70D и Nikon D7100, поможет ответить на вопрос, что выбрать для серьезной фотосъемки.
Конструкция и эргономика
Наши сегодняшние подопытные очень похожи по массогабаритным показателям. Для Canon 70D это 139x104x79 мм и 755 г., у Nikon D7100 – 136x107x76 мм и 755 г.
Удобство удержания примерно одинаково, аппараты отлично лежат в руке.
Подходы к расположению и размеру органов управления у компаний разные. Инженеры Canon предпочитают кнопки меньшего размера (если вы снимаете в перчатках, этот показатель имеет значение), у Nikon кнопки в целом крупнее и разнесены дальше, хотя ситуация с джойстиками – обратная.
Выключатель питания 70D находится под колесом выбора режимов замера экспозиции, т.е. слева от видоискателя, это значит, что включить аппарат одной (правой) рукой вы не сможете. У D7100 выключатель обрамляет кнопку Спуск, что, безусловно, удобнее.
Колеса смены режимов замера экспозиции оснащены фиксатором, предотвращающим случайное вращение. Кстати, это один из тех маленьких нюансов, которые отличают технику для серьезных фотографов от любительских камер.
Настройка параметров съемки также отличается. У Canon изменение чувствительности, смена режима протяжки и ввод экспопоправки выполняются одной правой. Расположение второго колеса вокруг джойстика на тыловой панели мне кажется не совсем удобным, особенно если используется тяжелый объектив – тут подход Nikon выглядит более правильным с точки зрения эргономики, но это, безусловно, субъективный фактор.
В D7100 справа только ввод экспопоправки, а вот режимом протяжки управляет колесо, расположенное соосно колесу выбора режимов замера экспозиции. Для изменения чувствительности требуется нажать и удерживать кнопку левой рукой (она находится слева от ЖК-дисплея), правой вращая колесо, у Canon достаточно нажать на кнопку левой рукой, сменить чувствительность колесом и снова нажать кнопку.
По количеству аппаратных кнопок с минимальным отрывом лидирует Nikon (18 против 17). В целом управление дополнительными параметрами у конкурентов примерно одинаковое.
Видоискатель 70D покрывает 98% площади будущего кадра и обеспечивает увеличение 0,95х, тогда как у D7100 – 100% и 0,94х. Светопропускание, конечно, в немалой степени зависит от объектива, но визуально видоискатель Nikon светлее. Приведенный фрагмент снимка с результатами измерения в Photoshop CC подтверждает это цифрами.
Обе камеры показывают данные электронного уровня.
В соревновании ЖК-дисплеев трудно назвать однозначного победителя. На стороне Canon – неоспоримое преимущество поворотной конструкции с двумя степенями свободы и определенное преимущество в чувствительности к прикосновению. Минусом, с точки зрения фото, являются «вытянутые» пропорции (3:2).
Nikon может похвастаться большей диагональю (3,2 дюйма против 3) и большим количеством элементов изображения (1228800 против 1040000), а пропорции (4:3) лучше сочетаются с понятием классической фотографии.
Дисплей D7100 ярче, чем у 70D – сказывается наличие дополнительного «белого» пиксела. Это особенно заметно при съемках на ярком солнце.
Однако жесткое встраивание ЖК-экрана в тыловую панель сегодня выглядит явным анахронизмом.
Карты памяти устанавливаются в гнезда, спрятанные под крышкой на правой грани корпуса. У D7100 превосходство полное: гнезд два, пользователь может назначить распределение файлов по своему усмотрению: переход на вторую карту после заполнения первой, раскладывание RAW и JPEG по разным картам или дублирование информации при особо важных съемках.
Оба аппарата имеют защиту от влаги и пыли. Отделочные материалы похожи, но у Canon текстура на накладках под правую руку более выраженная. Качество сборки – идеальное, ни о каких люфтах и скрипах нет и речи.
Оснащение и функциональность
На данном этапе развития пути двух ведущих производителей разошлись.
Canon оснастил 70D новой матрицей Dual Pixel CMOS AF с 20,2 мегапикселами, главное отличие которой от всех остальных – двухдиодные ячейки для каждого пиксела. Разделение на «правую» и «левую» половины позволило собирать фазовую информацию почти каждым пикселом – с 80% площади матрицы.
Впервые фазовые датчики в матрицу внедрила компания Fujifilm, однако их было немного. Даже в последних версиях X-Trans CMOS II их намного меньше, чем собственно пикселов.
Решение Canon позволяет избежать необходимости интерполировать информацию для заполнения пробелов от фазовых датчиков в изображении, что, безусловно, положительно сказывается на детализации.
На практике это означает, что в режиме LiveView (при фото и видеосъемке), когда зеркало поднято и свет идет только на матрицу, камера продолжает получать фазовую информацию и использует ее для наводки на резкость.
Как известно, на протяжении примерно 30 лет автофокусные объективы разрабатывались для работы в связке именно с фазовой системой наводки на резкость. Они, конечно, работают с «контрастной» системой, но медленнее.
Следует отметить, что последние достижения беззеркальных камер практически нивелировали разницу в скорости и точности наводки на резкость, однако это утверждение верно только для специально разработанных для «контрастной» системы объективов.
Фазовая информация важна прежде всего для использования существующего парка оптики. По данным Canon, система фокусировки 70D полностью совместима с 103 моделями объективов с байонетом EF, выпущенных за долгие годы.
Одновременная работа фазовой системы с другими алгоритмами (прежде всего – определением лиц) дает возможность повысить надежность удержания в зоне резкости ключевых объектов кадра.
Ошибочно полагать, что основной выигрыш получат те, кто занимается съемкой видео. Да, плавность наводки на резкость при трансфокации или изменении положения объекта относительно камеры – явный плюс. Но и фотографы выигрывают.
Во-первых, проблема нехватки точек фокусировки отпадает – вместо определенных конструкцией датчика зон работает 80% площади кадра. Те, кто снимает со штатива, оценят новшество по достоинству.
Во-вторых, необходимость в крестообразных датчиках отпадает – пикселов, собирающих фазовую информацию, настолько много, что при любом положении камеры/источника света ее хватит для наводки на резкость.
Наконец, расширяются границы диапазона экспозиции, в котором автофокусировка происходит точно и быстро. И снова количество переходит в качество.
В этой радостной картинке есть только одно «но». Зеркальная конструкция камеры. Достоинства Dual Pixel проявляются лишь в режиме Live View, т.е. когда зеркало поднято. При этом оптический видоискатель перестает работать, изображение выводится на ЖК-дисплей. Да, его можно повернуть/наклонить при съемках на ярком солнце, однако во многих случаях «смотреть в глазок» как-то привычнее и удобнее.
В обычном режиме для фокусировки используются данные традиционного 19-точечного датчика, все элементы которого – крестообразные.
Хотя специально точность автофокусировки в «обычном» и «новом» режимах не тестировалась, сложилось впечатление, что Dual Pixel обеспечивает лучшие результаты, но чтобы действительно почувствовать разницу, надо пользоваться оптикой из L-серии.
Для компенсации недостатков конкретных экземпляров объективов Canon предлагает ввести поправку +/- 20 шагов. В камере можно хранить данные для 40 (!) объективов. Если вся оптика «промахивается» одинаково, другой пункт меню предлагает ввести общую поправку.
Nikon устанавливает в D7100 24,1-мегапиксельную матрицу без размывающего оптического фильтра. На начало 2014 г. это рекордный по количеству пикселов показатель для сенсора APS-C.
Главный козырь – детализация. При использовании хорошего объектива. В качестве бонуса Nikon предлагает использовать информацию с центральной области и получать дополнительный кроп-фактор 1,3х. При записи видео это интересно благодаря «увеличивающемуся» на 30% фокусному расстоянию объектива (в эквиваленте 35 мм получается почти двукратное увеличение паспортного фокусного расстояния), при фотографировании – размещению точек автофокусировки по значительной части площади кадра и растущей скорости серийной съемки.
Если уж речь зашла о серийной съемке, то камеры обеспечивают примерно равный результат. Canon 70D обеспечивает до 7 к/с, буфер позволяет сделать до 65 кадров в JPEG или 16 в RAW. У Nikon все зависит от настроек: JPEG и 12-битные RAW снимаются со скоростью до 6 к/с при полном разрешении или 7 к/с при использовании центральной области, 14-битные RAW – до 5 и 6 к/с соответственно. В буфер помещается до 50 JPEG или 6 RAW при полном разрешении или 100 JPEG или 7 RAW с кроп-фактором 1,3. Да, у Nikon еще осталось поле для деятельности. Ожидать двух десятков 24-мегапиксельных кадров в буфере было бы странно, но для 15-мегапиксельного кропа текущее значение явно маловато.
Для фокусировки у Nikon есть фазовый датчик Multi-CAM 3500DX, в нем 51 точка, из них 15 – крестообразные. Фотограф может выбирать, как много – 9, 21 или 51 точки будут использоваться. От количества зависит точность и скорость – зависимость обратно и прямо пропорциональная соответственно.
Расположение точек фокусировки в кадре как минимум правильное. В отличие от полнокадровых аппаратов, где все они сосредоточены в центре, у D7100 покрыта значительная площадь кадра. А если использовать только центральную область сенсора, то получится практически идеальное распределение.
Основные показатели, включая диапазон выдержек (до 1/8000), скорость синхронизации со вспышкой и т.п., позволяют отнести 70D и D7100 к категории профессиональной техники. Батареи, по информации производителей, обеспечивают почти тысячу кадров от одного заряда.
Обе камеры имеют ряд небольших, но интересных «фишек».
Для съемок в тишине (например, на концертах классической и джазовой музыки, в театре или на встрече высокопоставленных лиц) Canon предлагает режим Silent shutter. Это не полностью беззвучная технология – механический затвор все же издает характерный звук, однако он действительно тише, чем обычно.
У Nikon появилась настройка баланса белого по маленькому образцу – spot white balance. Для профессиональной работы весьма полезное новшество: достаточно в кадре поместить «походную» серую карту и указать на нее в режиме Live View: все, камера теперь знает о температуре света. Обычные системы требуют значительного заполнения площади кадра либо позволяют осуществить эту настройку уже на этапе постобработки RAW.
Качество снимков
За последние несколько лет развитие техники привело к тому, что в «разумном» диапазоне чувствительности камеры-одноклассники дают очень похожие результаты по уровню шума и передаче цветов.
Это означает, что сегодня, как и в пленочные времена, во главу угла следует ставить качество (не только разрешающую способность, но и «картинку») оптики.
Однако матрица Nikon обеспечивает аппарату преимущество – 20% «дополнительных» пикселов позволяют свободнее кадрировать или сильнее масштабировать снимок при печати. Добавьте отсутствие размывающего фильтра, и получится, что 70D придется сильно напрячься, чтобы результат был идентичным.
До ISO 1600 Canon 70D это удается, а дальше разница становится заметной при тщательном рассмотрении. На снимках, сделанных D7100, в тенях чуть больше полезной информации, его динамический диапазон немного шире.
Файлы примеров – необработанные JPEG из камер и RAW – можно загрузить по этой ссылке.
Насыщенность цветов, особенно красного, у Nikon выглядит правильнее. С ростом чувствительности разница увеличивается. К балансу белого в обычных условиях съемки претензий нет.
С учетом широчайших возможностей тонкой подстройки (включая цвет, насыщенность, повышение резкости и шумоподавление) можно смело заявить, что оба конкурента выполняют свою основную функцию – фотосъемку на «отлично».
Обработка RAW открывает настоящие возможности камер. Недодержка в три ступени компенсируется, при этом даже на ISO 3200 рост шумов не вредит изображению непоправимо. Конечно, для печати на большой формат оно не годится, но отлично выглядит, например, в фотокниге среди других кадров на странице или в социальных сетях.
Пересвет в две ступени EV тоже поправим, но над желтым придется повозиться.
Для сильноконтрастных сцен – например, в свадебной фотографии – такую «стойкость» ценят высоко.
Вердикт
Сколько-нибудь однозначного ответа на вопрос «что лучше – Canon или Nikon?» не существовало как минимум в цифровую эру. У техники двух фотостолпов есть достоинства и недостатки. 70D и D7100 сделали задачу поиска лидера еще сложнее.
Canon 70D – отличная камера, удобная в работе, достаточно компактная и легкая. Технология Dual Pixel CMOS AF вполне может стать важной вехой в развитии индустрии в целом. Зная приверженность многих видеографов технике Canon, можно смело предположить, что и 70D будет востребована, особенно с учетом плавности и точности фокусировки при съемке видео.
Наличие Wi-Fi-модуля сегодня само по себе не является преимуществом, но Canon реализовала удаленное управление некоторыми параметрами съемки, а это уже плюс.
Наконец, поворотный ЖК-экран 70D гораздо удобнее встроенного дисплея D7100.
Однако в мелочах Canon уступает. На чаше весов в пользу Nikon и большее количество пикселов, и отсутствие оптического размывающего фильтра, и 100% покрытие площади будущего кадра и два слота для карт памяти. Добавьте еще возможность контролировать звук через наушники во время съемки видео и запись несжатого сигнала на внешний рекордер через HDMI.
Неужели победил Nikon D7100? Не совсем… Если вам потребуется Wi-Fi, то придется покупать внешний блок. ЖК-экран жестко встроен в тыловую панель. Размер буфера для RAW даже для 15-мегапиксельных кадров непростительно мал.
Окончательный выбор зависит от многих факторов. Весьма важны цена, качество и наличие объективов. Прежде чем принять решение, не забудьте проанализировать текущее состояние рынка оптики для Canon и Nikon.