Время отклика монитора, что это и какое будет лучше?
Железо
Выбор игрового монитора не совсем похож на выбор обычного монитора для компьютера. Конечно, многие из параметров, которые следует учитывать, одинаковы — размер, разрешение, — но это еще не все. Время отклика GtG или время отклика MPRT. Каковы различия и что это такое? Что важнее между GtG и MPRT? Какой из них предпочесть при выборе следующего игрового монитора? Разница между 1 мс и 4 мс? Какое время лучше?
Офисный компьютер может не выиграть от типа используемой панели, технологий адаптивной синхронизации и глубины цвета. Игровой монитор да.
Тем не менее, две основные особенности, на которые нужно обратить внимание, если вы создаете игровую установку:
- частота обновления;
- время отклика.
Однако второй параметр часто выражается производителями как время отклика GtG или время отклика MPRT. Всё таки какие различия? Что реально важнее между GtG и MPRT? Какой из них выбрать для игрового монитора?
Какое время отклика у мониторов?
В компьютерном мониторе, каким бы он ни был, время отклика указывает интервал в миллисекундах, который требуется пикселю для переключения с одной шкалы серого на другую.
Это показатель, который напрямую влияет на восприятие изображений на экране и их согласованность, но отличается от частоты обновления. Последняя измеряет в Гц количество раз, когда панель обновляет изображение на дисплее. Чем она выше, тем более плавным будет переход между кадрами: в играх хорошо выбирать мониторы со значением выше 60 Гц, сегодня их много даже на 144 Гц и выше.
И наоборот, большое время отклика может привести к возникновению таких явлений, как ореолы или размытие изображения в движении, которые могут повлиять на восприятие в целом. Для игрового монитора 1 мс — идеальное значение, потому что каждая миллисекунда имеет большое значение. Однако, в зависимости от того, как вы его используете, 4 мс или 5 мс также могут подойти.
Но тут возникает проблема: как измеряется время отклика? С другой стороны, тип измерения может напрямую влиять на результат. Например, некоторые производители используют интервал, который требуется пикселю для перехода от черного к белому, другие — от черного к белому и обратно к черному.
Однако большинство предпочитает измерять:
- время, необходимое пикселю для переключения с одной градации серого на другую, или время отклика GtG;
- интервал, в течение которого пиксель появляется и остается на экране, или время отклика MPRT.
Давайте разберемся конкретно, что это такое, почему это важно в играх и какой самый надежный параметр.
Время отклика GtG: что это такое?
Аббревиатура GtG означает время отклика от серого до серого. Измерение этого типа фактически влияет на интервал, в течение которого пиксель меняет значение серого.
Это один из самых точных методов оценки времени отклика, так как он наиболее близок к аппаратному уровню игрового монитора.
По сути, пиксель — это транзистор, управляющий шкалой серого на базовом уровне. По этой причине, по сравнению с другими измерениями, переход от одного значения серого к другому составляет:
- Точнее;
- Быстрее;
- гораздо полезнее с точки зрения продвижения игрового монитора.
За вычетом последней причины, которая также влияет на выбор модели, выбор серого цвета позволяет получить неизменное измерение.
Переход от желтого к красному или от зеленого к синему может занять больше времени, и значение никогда не будет прежним. Что различается, так это аппаратное обеспечение, панель, управление цветом, глубина цвета и так далее.
Полное отсутствие постобработки и улучшения изображения делает время отклика GtG более надежным.
Конечно, дисплей со значением 4 мс, такой, как Samsung S24F350, будет иметь реальное время, которое может быть немного выше. То же самое можно сказать и о мониторе, предназначенном для игр, таком как BenQ GL2480.
Тем не менее, измерение «от серого к серому» остается одним из самых надежных, особенно когда вы сравниваете разные мониторы.
Время отклика MPRT: что это такое?
Напротив, время отклика MPRT указывает на совершенно другой тип измерения и, следовательно, на совершенно другой параметр. Аббревиатура означает Moving Picture Response Time, что можно перевести как «время отклика движущегося изображения» или максимум анимированного изображения.
Измерение времени отклика MPRT означает оценку интервала, в течение которого пиксель появляется и остается видимым на экране. Чем выше это значение, тем выше будет время отклика монитора, а это нехорошо.
На самом деле, чем дольше пиксель остается на дисплее, тем больше движущееся изображение будет создавать эффект размытия, что, конечно, не помогает. Кроме того, время отклика MPRT почти полностью зависит от частоты обновления. Здесь уже можно заметить разницу с GtG.
Если измерение касается интервала, в котором пиксель появляется, а затем исчезает, то минимальное значение получается путем просмотра частоты обновления.
Такой монитор, как MSI Optix MAG272CQR с рейтингом 165 Гц, будет иметь MPRT около 6,1 мс. Отсюда, в реальности, реализованные производителем технологии обработки изображений могут улучшить значение и, следовательно, довести его даже до 1 мс.
Если подумать, в этом разница между дисплеем, который вы также можете использовать для игр, и лучшими игровыми мониторами. Одно дело — теоретическое значение 16 мс для моделей с частотой 60 Гц, другое дело — иметь возможность рассчитывать на значения ниже 6 мс.
Однако, как видите, в отличие от GtG, время отклика MPRT не привязано к жесткому и чистому железу монитора. Наоборот, это более субъективный показатель.
GtG или MPRT: что выбрать?
Если вы ищете игровой монитор и хотите полагаться на параметр, связанный исключительно с аппаратным уровнем, то вы предпочитаете время отклика GtG.
Лучшие модели всегда предлагают значения менее 4 мс для переключения между различными оттенками серого. Как я уже говорил вам в этом руководстве, это функция максимально «объективна».
Если монитор сообщает только время отклика GtG, это нормально. Вы можете получить представление о производительности и использовать его. Есть но. В идеальной ситуации игровой монитор также сообщает значения времени отклика MPRT.
Несмотря на то, что это менее объективный параметр, чем GtG, MPRT также дает представление о том, насколько тщательно при проектировании устройства. Возьмем, к примеру, AOC C27G27ZU с невероятным временем MPRT 0,5 мс. За вычетом частоты обновления тот факт, что время отклика настолько мало, означает, что производитель хорошо поработал:
- по управлению движением;
- по корректировке изображения;
- по оптимизации панелей для игр.
Это больше, чем выбор между GtG и MPRT, поэтому на самом деле было бы более целесообразно найти оба параметра с наименьшими возможными значениями.
Таким образом, на стороне пикселей вы можете улучшить игровую производительность монитора. В то же время у вас не будет узких мест, снижающих производительность вашей игровой установки.
Было бы неразумно тратить, возможно, много на сборку высокого класса и не иметь возможности наслаждаться ею из-за панели.
Выводы по времени отклика мониторов
Как вы видели, существует большая разница между временем отклика GtG и временем отклика MPRT. Хотя в конечном итоге они указывают один и тот же параметр, они выбирают разные подходы и, следовательно, дают разную информацию.
По этой причине, хотя зачастую достаточно только GtG, в игровом мониторе лучше иметь оба. Особенно если говорить о хай-энде.
Что означает время отклика монитора – когда это важно
Время отклика может быть одной из самых сложных характеристик монитора. Это потому, что это одна из самых недооцененных функций, поскольку она не даёт многого для обычного пользователя. Время отклика связано с отображением цветов, которые вы видите на мониторе, и тем, как долго они переключаются между собой.
Если вы ищете игровой монитор или работаете в областях, которые сильно зависят от видео или других вещей, связанных с отображением движения, время отклика очень важно для вас и может иметь огромное значение.
Что такое время отклика для мониторов?
Время отклика для мониторов – это время, необходимое для перехода от одного цвета к другому. Обычно это время, необходимое для перехода от черного к белому обратно к черному, выраженное в миллисекундах (мс). Иногда оценивается скорость перехода от серого к серому (GtG), а иногда даже просто от черного к белому.
10 мс – это среднее значение для черного-белого-черного. Но, чтобы дать вам ещё один ориентир, ЖК-экраны имеют время отклика менее 10 мс. Чем меньше время отклика в миллисекундах, тем лучше качество изображения и отображение движений. Однако, некоторые типы панелей более отзывчивы, чем другие, при этом панели TN традиционно гораздо более отзывчивы, чем панели IPS. Но все меняется, особенно с появлением nano IPS .
От черного к белому – от белого к черному
Стандартный индикатор времени отклика – от черного к белому к черному. Он измеряется временем, в течение которого полностью активный (белый) пиксель становится неактивным (черным) и снова становится активным. С помощью этого измерения времени вы можете определить, сколько времени требуется пикселю, чтобы изменить цвет. В ЖК-дисплее, например, общее время определяется скоростью подъема и опускания жидкого кристалла.
Время отклика от черного к белому к черному обычно выше, что означает, что они медленнее меняются. Этот тип времени отклика лучше подходит для обычных пользователей компьютеров, которые больше заинтересованы в эргономике монитора.
От серого к серому (GTG)
От серого к серому (GtG) работает по средней градации, то есть эти пиксели не становятся полностью неактивными. ЖК-телевизоры GtG имеют примерно 256 градаций серого. Время отклика от серого к серому намного быстрее и отлично подходит для тех, кто хочет улучшить игровой процесс и работу с видео.
Также важно отметить, как оно измеряется. В то время как от черного к белому к черному определяет общее время приёма-передачи сигнала, от серого к серому измеряется путем взятия нескольких выбранных временных последовательностей и последующего получения среднего значения. Это общее время в миллисекундах, которое требуется пикселю для изменения цвета.
Как создаётся цвет на мониторе
Со всеми этими разговорами о черном, белом и сером вы, вероятно, задаетесь вопросом, как вообще создается цвет. ЖК-дисплеи обычно имеют три субпикселя на пиксель. Мониторы могут иметь миллионы пикселей на одном дисплее (экран 4K содержит около 8,3 миллиона пикселей). Каждый из этих трёх субпикселей, находящихся в одном пикселе, имеет внутри себя цветные фильтры красного, зеленого и синего света. Изменяя активную и неактивную части этих трёх субпикселей, вы можете получить разные цвета.
Итак, время отклика измеряет, сколько времени требуется этим пикселям, чтобы «выключиться» или, что более научно, заблокировать свет. От серого к серому функционирует на основе цветовой схемы и переключения между каждым оттенком серого. Но, цветовые вариации производятся аналогичным образом с использованием средних градаций.
Что такое задержка монитора?
Задержка – это термин, который вы можете увидеть во всплывающем окне при исследовании времени отклика. В некоторых случаях эти два термина могут путать, так как оба они включают время и используют миллисекунды, но есть разница. Под задержкой понимаются данные, ожидающие ответа, а не время смены цвета. Время отклика также можно спутать с такими терминами, как задержка ввода, которая является ошибкой, вызванной отсутствием отклика самого монитора.
Задержка – это просто время, в течение которого отправляется запрос и как долго он ожидает ответа. Как только он будет обработан и получен, у вас будет сводная информация о задержке приёма-передачи и времени обработки. Однако, лучшая задержка может улучшить ваше время отклика на целую миллисекунду!
Чем время отклика отличается от частоты обновления или частоты кадров?
Некоторые другие термины, которые вы, возможно, видели, – это частота обновления и частота кадров. Важно отметить, что это разные понятия, которые легко спутать.
- Частота обновления – это количество раз, которое ваш монитор обновляет новое изображение каждую секунду. Это измеряется в герцах (Гц). Чем выше герц, тем плавнее изображение. Частота обновления напрямую зависит от монитора или технологии дисплея. Однако, именно комплексное наличие хорошей частоты обновления и частоты кадров обеспечивает оптимальную производительность.
- Частота кадров – это скорость, с которой отображаются эти изображения. Измеряется в кадрах в секунду (FPS). Каждое показанное изображение представляет собой кадр и то, насколько быстро они сменяют друг друга, определяет качество того, что вы видите на экране. Если вы видите 30 кадров в секунду, это означает, что ваш дисплей сменяет 30 отдельных неподвижных изображений за секунду. Частота кадров зависит не от вашего монитора, а от комбинации программного обеспечения, видеокарты и центрального процессора (ЦП).
Тест времени отклика
Что касается времени отклика, то определение его значения, по общему признанию, довольно сложно. Даже некоторым инженерам это сложно. Но, есть несколько интересных ресурсов, которые помогут вам лучше понять время отклика.
Тесты времени отклика – полезные, но сложные инструменты, с помощью которых вы можете проверить время отклика монитора. Они особенно полезны для мониторов, которые используют время отклика от серого к серому, поскольку они лучше подходят для видео и движения. Эти тесты покажут вам то, что называется временем отклика движущегося изображения (MPRT). Время отклика движущегося изображения отличается тем, что это время, в течение которого пиксель (который уже изменил цвета) виден.
Почему важно время отклика
Если вы обычный пользователь Интернета, то есть просто просматриваете, делаете покупки или читаете, время отклика не является важным фактором. На самом деле, даже если вы регулярно используете свой компьютер для таких вещей, как просмотр фильмов или видео, время отклика все равно может не иметь для вас большого значения.
Если вы видеооператор или тем более геймер, время отклика имеет большое значение. Низкая скорость отклика, например, от одной до пяти миллисекунд, может иметь для вас огромное значение. Это также обеспечивает более четкое отображение движений и снижение эффекта «ореола»
Но, имейте в виду, что если вы страдаете от перенапряжения глаз и головной боли, меньшее время отклика может означать, что монитор исключает сложную обработку изображения, такую как повышенная яркость или фильтрация синего света, которые защищают ваши глаза. Возможно, вам не подойдет высокочувствительный монитор.
Следует ли искать лучшее время отклика?
Если вы геймер или видеооператор, то да!
Например, если вы занимаетесь соревновательным киберспортом, тогда необходимо иметь лучшее время отклика, чтобы оставаться на вершине. Но, если вы являетесь обычным пользователем, например, бизнесменом или простым серфером интернета, время отклика может не быть фактором номер один, который вам следует учитывать.
Как включить режим сверхнизкой задержки в видеокартах NVIDIA?
В видеокартах NVIDIA введен режим сверхнизкой задержки (Ultra-Low Latency Mode). Он предназначен для снижения такого явления как input lag в играх. Узнаем подробнее, как его включить.
Input lag в играх – это «задержка входа», то есть время между выполнением нами действия (например, установкой прицела или выстрелом с помощью мыши) и отображением этого на экране. Для игроков, настроенных побеждать, задержка должна быть сведена к минимуму.
Есть много способов борьбы с input lag – отключение вертикальной синхронизации, снижение графических настроек для увеличения FPS или же приобретение монитора с поддержкой G-Sync/FreeSync. Теперь добавляется еще один способ – режим сверхнизкой задержки в панели управления NVIDIA
Что такое режим сверхнизкой задержки в видеокартах NVIDIA?
Это ответ NVIDIA на аналогичное решение Anti Lag для видеокарт AMD Radeon. Режим сверхнизкой задержки, направлен на минимизацию input lag. Он основан на функции максимальной предварительной виртуализации кадров, которые пользователи могли изменять для уменьшения задержки вручную.
Новый режим позволяет сократить задержку до 33 % и использует метод «точно вовремя», который отправляет кадры для визуализации непосредственно перед тем, как они понадобятся GPU.
Чем меньше время между генерацией кадров и отображением их на экране, тем меньше ощущается «инпут лаг». По заявлению компании, эта функция будет наиболее эффективна в «тяжелых» для графического процессора играх, работающих в диапазоне от 60 до100 FPS.
Как активировать Low Latency Mode?
Прежде всего, нужно загрузить последние версии драйверов для видеокарты. Когда NVIDIA представила эту функцию на выставке Gamescom 2019, то в это время были выпущены новые драйвера версии 436.02 «Gamescom Game Ready Driver».
Скачайте из сайта NVIDIA последнюю версию драйверов и установите их.
После установки включите новую функцию. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на рабочем столе и из контекстного меню выберите «Панель управления NVIDIA».
Перейдите на левой панели на вкладку «Управление параметрами 3D».
Здесь можно включить различные графические опции для всех приложений или только указанных. Если хотите автоматически включить опцию сверхнизкой задержки для всех приложений, выберите вкладку «Глобальные параметры». Если намерены использовать эту опцию только для выбранной программы, перейдите на вкладку «Программные настройки» и укажите ее в списке.
В списке найдите опцию Low Latency Mode, затем разверните ее значения. Доступны три варианта:
- Выключено (Off) – игра будет использовать установленное по умолчанию значение «Максимальное количество заранее прорисованных кадров (от 1 до 3), стандартный «инпут лаг».
- Включено (On) – игра сможет добавить в очередь только один предварительно визуализированный кадр (то же, что и значение «1»).
- Ultra – игра вообще не будет загружать в очередь предварительно подготовленные кадры. Они будут подготовлены и сразу отображены (эквивалент значения «0» для параметра «Максимальное количество заранее подготовленных кадров»), минимальный «инпут лаг».
Чтобы включить режим сверхнизкой задержки, выберите опцию «Ultra».
Теперь она будет минимальной, но имейте в виду, что на «слабых» графических процессорах эта функция может привести к снижению производительности.
Время отклика монитора
Техника для видеоигр должна отвечать специфическим требованиям. В отличие от других задач и процессов, большинство видеоигр ориентированы на быстроту принятия решения и реакцию игрока. Особенно это касается онлайн-игр, в которых происходит соревнование людей между собой. Как и в любом другом виде спорта, роль играет не только навыки киберспортсменов, но и «спортивный инвентарь». В первую очередь это мощные процессор, видеокарта и ОЗУ. Однако не стоит забывать и о другом компоненте успешной игры – отображение картинки. Многим знаком термин «пинг» – временной отрезок, за который данные попадают с ПК на сервер или компьютер соперника. Однако есть и еще один фактор задержки, на который можно и нужно влиять. Речь идет о таком параметре, как время отклика монитора.
Что такое время отклика монитора компьютера
В компьютерных технологиях промежуток реакции обозначает время, необходимое системе, чтобы отреагировать на измененные данные. Время отклика монитора – это промежуток времени, необходимый пикселю на то, чтобы изменить цвет своего свечения. В глобальном плане это время, которое проходит между поступлением обновленного сигнала на монитор и его отображением матрицей. Задержка настолько невелика, что измеряется в миллисекундах.
В игровом процессе отклик монитора можно смело добавлять ко времени задержки сети. Проиллюстрируем это на примере: в онлайн-шутере игрок появляется из-за укрытия. Время, через которое это заметит игрок соперника, можно вычислить по сумме следующих факторов:
- Пинг игрока, совершившего движение
- Задержка сервера
- Пинг игрока соперника
- Задержка видеокарты соперника
- Время отклика монитора
Конечно, каждый фактор по отдельности минимален и неуловим для глаз. Однако совокупность этих временных отрезков может быть достаточной, чтобы получить тактическое преимущество в игре (особенно в динамичной).
Методы измерения
Как и любой другой величине, отклику присущи единица и способ измерения. Если с первым мы определились (это миллисекунды), то способ измерения – процесс несколько более сложный. Дело в том, что, в отличие от физических величин, задержка экрана в разное время определялась четырьмя способами. Каждый из них был хорош в свое время и их можно встретить в определенных брендах. Далее будут вкратце перечислены эти методы и то, по какому принципу их используют.
Метод Gray to gray показывает, сколько времени требуется, чтобы переключиться между оттенками монохромного изображения. Чаще всего используются градации от 90-80% до 10-30%. Наиболее популярный способ оценки отклика ввиду своей универсальности и приближенности к реальным условиям использования. Сейчас он используется для определения технических характеристик большинства производимых дисплеев.
Метод Black to White показывает, насколько быстро пиксель перейдет из потухшего в яркое состояние. Способ отдален от реалий использования дисплеев, поэтому не используется в характеристиках техники.
BtB или BWB
Время отклика монитора высчитывается из трех величин: выключенный-яркий-выключенный. Метод также перестал применяться из-за того, что в эксплуатации такие «экстремальные» условия не используются.
Так называемый «кинематографический отклик». Метод позволяет убедиться, что изображение при резкой остановке не оставляет за собой «хвост». Данный метод позволяет одновременно оценить и частоту обновления матрицы.
На что влияет
В начале статьи было вкратце описано, что из себя представляет отклик матрицы и то, по какой схеме это работает. Напомним пример, который был приведен. Задержка дисплея суммируется не только со временем обработки информации на ПК, но и с пингом интернет-соединения. Вроде бы все понятно, однако у этого параметра есть и свои тонкости. Далее в статье будет показана важность значения задержки для игр, возможные отрицательные моменты, которые могут возникнуть из-за низкой задержки, а также то, как на параметр отклика можно повлиять.
Время отклика монитора для игр
Игры, особенно многопользовательские, предъявляют серьезные требования к быстроте реакции. Время отклика монитора для гейминга должно составлять не более 5 мс, но даже этот параметр считается недостаточным. Лучшие игровые дисплеи соответствуют значению в 1 мс. Своевременно, с точностью до доли секунды, увидеть опасность и среагировать на нее – залог победы в любой динамичной игре. И речь не только о шутерах. РПГ, футбольные симуляторы и гонки – в любом жанре из перечисленных быстрота реакции решает многое. Наличие быстрого игрового экрана сравнима с профессиональной спортивной экипировкой: непосредственно не улучшая навыки игрока, она становится серьезным подспорьем в достижении успеха.
Еще одна связанная с реакцией характеристика – это частота обновления матрицы. Чем выше данный параметр, тем более плавной получается картинка. Напрямую значение частоты на эффективность игрока не влияет, однако есть косвенное воздействие. Дергающаяся картинка приводит к усталости глаз. Концентрируясь на собственном состоянии, игрок будет неспособен своевременно реагировать на события. Кроме того, у некоторых дергание видео вызывает раздражение, которое также снижает эффективность в игре.
Каковы недостатки быстрого отклика
Как мы уже выяснили, время отклика монитора дает буст к результативности пользователя в шутерах и других видеоиграх. Однако идеальных мониторов не существует, и при смещении баланса в сторону ускорения кадровой развертки будут страдать другие технические характеристики. В первую очередь это насыщенность и цветопередача. Процесс правильного отображения цвета довольно сложен, поэтому он занимает определенное количество времени (которое и становится задержкой).
Чтобы ускорить процесс смены цвета, ряд разработчиков идут наиболее простым путем – сокращают количество ступеней обработки данных. «Под нож» идут технологии, снижающие нагрузку на глаза (Flicker-free и т.д.), цветофильтры, точная коррекция цветов и другие полезности. Поэтому монитор, заточенный под геймерство, вряд ли подойдет для дизайнеров, фотографов и других профессионалов, для которых цветопередача стоит на первом месте в списке приоритетов.
Как изменить время отклика в мониторе
Дисплей, как и любая другая техника, имеет ряд возможностей для улучшения. Однако к сожалению, время отклика на мониторе не относится к этому списку. Этот параметр затрагивает только аппаратное обеспечение, а потому улучшить его невозможно. Поможет только замена экрана.
Однако улучшить дисплей для гейминга все же возможно. Для этого нужно изменить другой важный игровой параметр – частота обновления матрицы. Достичь этого можно программным путем через ОС Windows. Процесс улучшения частоты обновления называется разгоном монитора. А вот о желании изменить время отклика монитора можно забыть – если этот параметр критически важен, проще сразу начать поиски нового устройства.
Какие виды мониторов самые быстрые
Как уже упоминалось, время отклика монитора — это результат технологических решений при изготовлении матрицы. Следовательно, от типа матрицы будет зависеть и задержка дисплея. Конечно, это не означает, что у определенного типа панелей не найти единого установленного для всей линейки отклика. Модели бывают разные, но у них есть заметные отличия, которые и определяют сферу их применения. Перечислим три вида матриц, которые часто применяются в игровых мониторах.
- TN и ее модификации. В сфере производства мониторов считаются самыми скоростными матрицами, плюс ко всему еще и недорогими. Из минусов стоит выделить плохую цветопередачу. На базе таких панелей делают бюджетные игровые экраны.
- IPS считаются лидерскими матрицами с точки зрения цветопередачи, что делает их по умолчанию чуть более медленными. Производители, достигающие задержки 1 мс на таких панелях, прилагают большие усилия. Такие экраны подходят для профессионального гейминга.
- VA среднее между двумя предыдущими видами.
Время отклика монитора — это параметр, жизненно важный для игр с упором на реакцию. Чем меньше он будет, тем лучше. Значение задержки изменить нельзя, так что лучше обращать на нее внимание при покупке техники.